«Народоволец» лег на дно. История кораблекрушения парохода с военнопленными

«Вчера стоявшее на Неве против 14 - 15 линии В. О. госпитальное судно «Народоволец» потерпело аварию, вследствие чего легло правым бортом в воду, в которую погрузились и все его 4 мачты. Авария началась в 4 часа 30 м. и продолжалась около 20 минут. Стоящее рядом другое госпитальное судно «Трансбалт» сигнальными звуками известило о несчастье», - оперативно сообщала о кораблекрушении «Красная газета» в номере от 8 июня 1920 года.

«Народоволец» лег на дно. История кораблекрушения парохода с военнопленными | Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com

Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com

Опрокинувшийся грузопассажирский пароход был построен в Германии и приобретен российским Морским министерством после Русско-японской войны 1904 - 1905 годов, в ходе которой русский флот понес значительные потери. Из «Палатии» его переименовали в «Николаев». После необходимых переделок судно зачислили в качестве учебного в минный отряд Балтийского флота.

Ахиллесовой пятой парохода оказалась малая остойчивость: ему постоянно грозила опасность опрокинуться. Чтобы избежать этого, судно нагрузили чугунным балластом, а также внесли в эксплуатационные инструкции требование постоянно держать заполненными балластные цистерны и емкости для питьевой воды.

В январе 1918 года пароход переименовали в «Народоволец», после чего его использовали для грузовых перевозок Балтийского флота, а через год пришвартовали к берегу Невы у Горного института и устроили на нем госпиталь. В процессе эксплуатации остойчивость корабля была нарушена, и он дал крен на левый борт - в сторону набережной. Командир «Народовольца» запросил дополнительный балласт, но начальник технического отдела военного порта отказал: нет в наличии. А через пять дней произошла катастрофа...

Как назло, в тот момент на судне не было ни капитана, ни помощника, ни механика, и машинный старшина, пытаясь спрямить судно, стал перекачивать воду из балластных цистерн с борта на борт. При этом матросы забыли задраить иллюминаторы, открытые по случаю жаркого дня. Они стали забирать забортную воду, крен усилился, стальные швартовые тросы лопнули, пароход опрокинулся и лег правым бортом на грунт.

Как сообщала «Красная газета», помимо команды на пароходе находились 80 больных и 200 военнопленных венгров, прибывших из Сибири и временно до отправки на родину квартировавших на судне. «Все больные и пленные благодаря спокойствию и выдержке команды были высажены частью на берег по трапу, частью же на баржу, стоящую у правого борта». Не успели вынести только двух «острозаразных больных» - они погибли.

На следующий день в управление госпитальной флотилии Балтийского флота стали звонить жители Васильевского острова, которые якобы слышали крики и стоны из опрокинувшегося судна. Власти опровергли эти слухи: спасательный катер прошел вдоль «Народовольца» и никаких криков из иллюминаторов не доносилось.

17 декабря 1920 года Революционный военный трибунал Балтийского флота приговорил командира, старшего механика и механика «Народовольца», «не оказавшихся на месте в момент аварии», к различным срокам заключения - от 5 до 15 лет, а вынужденного оперативно принимать решение старшину оправдали - за недоказанностью обвинения.

Подъем затонувшего судна стали планировать сразу же после катастрофы, но ни один из предлагавшихся проектов не посчитали удачным. Дело застопорилось на четыре года. В номере «Красной газеты» от 23 июля 1924 года сообщалось, что расходы по судоподъему не превысят 130 тыс. рублей, тогда как затонувший пароход «даже в том виде, в каком он есть, после всех испытанных им катастроф и повреждений от пребывания на дне Невы, стоит более чем 300 тысяч».

21 ноября того же года «Ленинградская правда» поместила рисунок, показывающий способ подъема «Народовольца» и описание хода работ: «От дна Невы его правый борт отделен и из воды вышли позеленевшие трубы и палубные надстройки. На этих днях началась работа по облегчению кормы, которую чинят водолазы». Судоподъемные работы полностью завершились лишь к 1 мая 1925 года, когда многострадальный пароход снова оказался на плаву.

Извлеченный со дна «Народоволец» был сдан в порт на хранение, а впоследствии разрезан на металл...

#кораблекрушение #история #Народоволец

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (6469) от 28.06.2019 под заголовком ««Народоволец» лег на дно».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».