«Народоволец» лег на дно. История кораблекрушения парохода с военнопленными

«Вчера стоявшее на Неве против 14 - 15 линии В. О. госпитальное судно «Народоволец» потерпело аварию, вследствие чего легло правым бортом в воду, в которую погрузились и все его 4 мачты. Авария началась в 4 часа 30 м. и продолжалась около 20 минут. Стоящее рядом другое госпитальное судно «Трансбалт» сигнальными звуками известило о несчастье», - оперативно сообщала о кораблекрушении «Красная газета» в номере от 8 июня 1920 года.

«Народоволец» лег на дно. История кораблекрушения парохода с военнопленными | Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com

Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com

Опрокинувшийся грузопассажирский пароход был построен в Германии и приобретен российским Морским министерством после Русско-японской войны 1904 - 1905 годов, в ходе которой русский флот понес значительные потери. Из «Палатии» его переименовали в «Николаев». После необходимых переделок судно зачислили в качестве учебного в минный отряд Балтийского флота.

Ахиллесовой пятой парохода оказалась малая остойчивость: ему постоянно грозила опасность опрокинуться. Чтобы избежать этого, судно нагрузили чугунным балластом, а также внесли в эксплуатационные инструкции требование постоянно держать заполненными балластные цистерны и емкости для питьевой воды.

В январе 1918 года пароход переименовали в «Народоволец», после чего его использовали для грузовых перевозок Балтийского флота, а через год пришвартовали к берегу Невы у Горного института и устроили на нем госпиталь. В процессе эксплуатации остойчивость корабля была нарушена, и он дал крен на левый борт - в сторону набережной. Командир «Народовольца» запросил дополнительный балласт, но начальник технического отдела военного порта отказал: нет в наличии. А через пять дней произошла катастрофа...

Как назло, в тот момент на судне не было ни капитана, ни помощника, ни механика, и машинный старшина, пытаясь спрямить судно, стал перекачивать воду из балластных цистерн с борта на борт. При этом матросы забыли задраить иллюминаторы, открытые по случаю жаркого дня. Они стали забирать забортную воду, крен усилился, стальные швартовые тросы лопнули, пароход опрокинулся и лег правым бортом на грунт.

Как сообщала «Красная газета», помимо команды на пароходе находились 80 больных и 200 военнопленных венгров, прибывших из Сибири и временно до отправки на родину квартировавших на судне. «Все больные и пленные благодаря спокойствию и выдержке команды были высажены частью на берег по трапу, частью же на баржу, стоящую у правого борта». Не успели вынести только двух «острозаразных больных» - они погибли.

На следующий день в управление госпитальной флотилии Балтийского флота стали звонить жители Васильевского острова, которые якобы слышали крики и стоны из опрокинувшегося судна. Власти опровергли эти слухи: спасательный катер прошел вдоль «Народовольца» и никаких криков из иллюминаторов не доносилось.

17 декабря 1920 года Революционный военный трибунал Балтийского флота приговорил командира, старшего механика и механика «Народовольца», «не оказавшихся на месте в момент аварии», к различным срокам заключения - от 5 до 15 лет, а вынужденного оперативно принимать решение старшину оправдали - за недоказанностью обвинения.

Подъем затонувшего судна стали планировать сразу же после катастрофы, но ни один из предлагавшихся проектов не посчитали удачным. Дело застопорилось на четыре года. В номере «Красной газеты» от 23 июля 1924 года сообщалось, что расходы по судоподъему не превысят 130 тыс. рублей, тогда как затонувший пароход «даже в том виде, в каком он есть, после всех испытанных им катастроф и повреждений от пребывания на дне Невы, стоит более чем 300 тысяч».

21 ноября того же года «Ленинградская правда» поместила рисунок, показывающий способ подъема «Народовольца» и описание хода работ: «От дна Невы его правый борт отделен и из воды вышли позеленевшие трубы и палубные надстройки. На этих днях началась работа по облегчению кормы, которую чинят водолазы». Судоподъемные работы полностью завершились лишь к 1 мая 1925 года, когда многострадальный пароход снова оказался на плаву.

Извлеченный со дна «Народоволец» был сдан в порт на хранение, а впоследствии разрезан на металл...

#кораблекрушение #история #Народоволец

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (6469) от 28.06.2019 под заголовком ««Народоволец» лег на дно».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...