«Народоволец» лег на дно. История кораблекрушения парохода с военнопленными
«Вчера стоявшее на Неве против 14 - 15 линии В. О. госпитальное судно «Народоволец» потерпело аварию, вследствие чего легло правым бортом в воду, в которую погрузились и все его 4 мачты. Авария началась в 4 часа 30 м. и продолжалась около 20 минут. Стоящее рядом другое госпитальное судно «Трансбалт» сигнальными звуками известило о несчастье», - оперативно сообщала о кораблекрушении «Красная газета» в номере от 8 июня 1920 года.

Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com
Опрокинувшийся грузопассажирский пароход был построен в Германии и приобретен российским Морским министерством после Русско-японской войны 1904 - 1905 годов, в ходе которой русский флот понес значительные потери. Из «Палатии» его переименовали в «Николаев». После необходимых переделок судно зачислили в качестве учебного в минный отряд Балтийского флота.
Ахиллесовой пятой парохода оказалась малая остойчивость: ему постоянно грозила опасность опрокинуться. Чтобы избежать этого, судно нагрузили чугунным балластом, а также внесли в эксплуатационные инструкции требование постоянно держать заполненными балластные цистерны и емкости для питьевой воды.
В январе 1918 года пароход переименовали в «Народоволец», после чего его использовали для грузовых перевозок Балтийского флота, а через год пришвартовали к берегу Невы у Горного института и устроили на нем госпиталь. В процессе эксплуатации остойчивость корабля была нарушена, и он дал крен на левый борт - в сторону набережной. Командир «Народовольца» запросил дополнительный балласт, но начальник технического отдела военного порта отказал: нет в наличии. А через пять дней произошла катастрофа...
Как назло, в тот момент на судне не было ни капитана, ни помощника, ни механика, и машинный старшина, пытаясь спрямить судно, стал перекачивать воду из балластных цистерн с борта на борт. При этом матросы забыли задраить иллюминаторы, открытые по случаю жаркого дня. Они стали забирать забортную воду, крен усилился, стальные швартовые тросы лопнули, пароход опрокинулся и лег правым бортом на грунт.
Как сообщала «Красная газета», помимо команды на пароходе находились 80 больных и 200 военнопленных венгров, прибывших из Сибири и временно до отправки на родину квартировавших на судне. «Все больные и пленные благодаря спокойствию и выдержке команды были высажены частью на берег по трапу, частью же на баржу, стоящую у правого борта». Не успели вынести только двух «острозаразных больных» - они погибли.
На следующий день в управление госпитальной флотилии Балтийского флота стали звонить жители Васильевского острова, которые якобы слышали крики и стоны из опрокинувшегося судна. Власти опровергли эти слухи: спасательный катер прошел вдоль «Народовольца» и никаких криков из иллюминаторов не доносилось.
17 декабря 1920 года Революционный военный трибунал Балтийского флота приговорил командира, старшего механика и механика «Народовольца», «не оказавшихся на месте в момент аварии», к различным срокам заключения - от 5 до 15 лет, а вынужденного оперативно принимать решение старшину оправдали - за недоказанностью обвинения.
Подъем затонувшего судна стали планировать сразу же после катастрофы, но ни один из предлагавшихся проектов не посчитали удачным. Дело застопорилось на четыре года. В номере «Красной газеты» от 23 июля 1924 года сообщалось, что расходы по судоподъему не превысят 130 тыс. рублей, тогда как затонувший пароход «даже в том виде, в каком он есть, после всех испытанных им катастроф и повреждений от пребывания на дне Невы, стоит более чем 300 тысяч».
21 ноября того же года «Ленинградская правда» поместила рисунок, показывающий способ подъема «Народовольца» и описание хода работ: «От дна Невы его правый борт отделен и из воды вышли позеленевшие трубы и палубные надстройки. На этих днях началась работа по облегчению кормы, которую чинят водолазы». Судоподъемные работы полностью завершились лишь к 1 мая 1925 года, когда многострадальный пароход снова оказался на плаву.
Извлеченный со дна «Народоволец» был сдан в порт на хранение, а впоследствии разрезан на металл...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (6469) от 28.06.2019 под заголовком ««Народоволец» лег на дно».
Материалы рубрики
Аксессуар императрицы. История очков Екатерины Великой
Битва за веру. Историк — о значении крестовых походов
«Светлый ручей». История реки Волковки
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии