Мастер по контракту: как Бартоломео Растрелли оказался на русской службе

Имя Бартоломео Растрелли известно достаточно хорошо, его знаменитый памятник Петру I перед Михайловским замком является первой конной статуей в России… Найденные в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) документы позволяют уточнить обстоятельства, при которых он поступил на русскую службу, а также детали его пути от Парижа до Петербурга.

Мастер по контракту: как Бартоломео Растрелли оказался на русской службе | ФОТО Полины АКИМОВОЙ

ФОТО Полины АКИМОВОЙ

Исполняя поручение Петра I подыскать французских мастеров и нанять их на русскую службу, его агент Иван (Жан) Лефорт в октябре 1715 года в Париже заключил договор с графом Бартоломео Растрелли. К тому времени Растрелли, родившийся во Флоренции, трудился в Париже уже восемнадцать лет и постоянно испытывал финансовые затруднения, связанные с небольшим количеством заказов и, соответственно, нестабильным заработком. Поэтому и решил попытать счастья в далекой России.

Перечень своих умений граф Растрелли представил очень широко. Он указал, что умеет «делать планы садам и фонтанам», возводить каменные здания («палаты строить»), «резать на самых крепких камнях статуры и всякие притчи», лить статуи и фигуры любых размеров из меди, свинца, железа, делать росписи под мрамор, «если не прилучится натуральных мармаров».

Еще одна грань его художественной деятельности была связана с изготовлением театральных декораций. Он сообщал, что «умеет всякие убрания и махины делать для театров в опоре и в камедии». 

По правилам российской стороны, в контракте значилось его обещание «учить людей российских всему что сам умеет».

Контракт с Растрелли был заключен на три года. Годовое жалованье ему определили 1500 рублей. Эта сумма была выдана на троих: на самого мастера, его сына и ученика вместе взятых. До отъезда в Россию Растрелли получил 250 рублей, которые не шли в зачет жалованья.

Растрелли уезжал из Парижа со своим старшим сыном Франческо, родившимся в 1697 году (спустя почти шестьдесят лет он построит в Петербурге Зимний дворец). С ними ехал господин Лежандр, «подархитект», то есть ученик Растрелли. Вместе с этой группой в Петербург отправились и другие французские мастера: архитектор и столяр Лебланк, литейный мастер Левале, а также живописец Луи Каравак, который умел писать большие портреты на холстах и миниатюры на табакерках.

Отчет, позже составленный Растрелли, дает представление о маршруте следования группы из восьми человек. В нем указаны суммы, затраченные на проезд, и расходы, связанные с проживанием в разных городах. «На кушанье и питье» на первоначальном участке пути от Парижа до Страсбурга истратили 610 ливров. Отдельно указывалась плата за провоз багажа — 1290 ливров. Проезд от Страсбурга до Франкфурта стоил 681 ливр, а «на кушанье» на этом отрезке пути было издержано 515 ливров. Следующей остановкой после Франкфурта был Берлин, за провоз до него потратили 594 ливра.

В некоторых городах пришлось задержаться. Так, в Берлине путников на пять недель задержал жестокий мороз, из‑за которого «невозможно было ехать». За время вынужденного простоя там было издержано 818 ливров.

Далее французские мастера следовали в Кенигсберг: за провоз до него от Берлина было истрачено 668 ливров, а «на кушанье до Кенигсберга издержано 465 ливров». Здесь неожиданно пришлось задержаться на целый месяц. В отчете Растрелли написал: «Оставшись ради болезни сына моего».

Судя по долгой остановке, со здоровьем юного Растрелли случилось что‑то серьезное. В Кенигсберге было потрачено 685 ливров. Далее путь пролегал к Риге, за проезд до которой было заплачено 398 ливров.

За провоз на заключительном этапе пути, от Риги до Петербурга, было заплачено 290 ливров, «на кушанье издержано 248 ливров». В отчете Растрелли указал, что по всему маршруту следования были уплачены еще и пошлины.

Итак, путь приглашенных мастеров от Парижа до Петербурга занял более четырех месяцев и завершился 15 марта 1716 года. Всего, согласно отчету, было потрачено 8595 ливров. В документе эта сумма указывалась в пересчете на рубли — 2148 рублей 75 копеек: «4 ливра в рубле».

Через год после мужа в Петербург приехала супруга Растрелли Катарина. В списке жен французских мастеров в 1717 году значилось: «Госпожа Растрели с служанкою и з двемя детьми».

«Архитектор и скульптор граф Растрелли» — так подписывал себя в документах приглашенный мастер. Петербургский искусствовед К. В. Малиновский уже в нынешнем веке установил, что в книге крещений имя архитектора не содержит привычного нам «Карло». Ошибка закралась после получения Растрелли в 1704 году графского титула. Он подписывался «Bartolomeo C. de Rastrelli», что означало «Бартоломео граф де Растрелли». «С.» — сокращение от слова «сonte», то есть «граф». Благодаря Малиновскому была устранена и ошибочная дата рождения Растрелли-старшего: 1666 год вместо 1675‑го.

К сожалению, большая часть заявленных Растрелли при составлении контракта умений в России реализована не была. Он приехал в Северную столицу с желанием работать прежде всего архитектором. Но не сложилось…

По заданию Петра I он занимался проектами дворца и парка в Стрельне. Приехавший вскоре из Парижа в Петербург архитектор Леблон, которого государь назначил главным архитектором Петербурга, раскритиковал начатое Растрелли в Стрельне. Тот не пожелал подчиняться и хотел даже уехать из России.

Леблон настоял на отстранении итальянца от работ в Стрельне. Растрелли пришлось переключиться на скульптуру… А. Д. Меншиков сообщал в письме к царю, что между Леблоном и Растрелли «произошли превеликие ссоры», но он смог их «примирить».

Кстати, на новом месте Растрелли тоже долго не удавалось обрести финансовую стабильность. В 1719 году, через три года после окончания контракта, архитектору объявили, что отныне он будет получать не годовое жалованье, а работать по подряду, то есть деньги ему будут платить за конкретные заказы.

Увы, устные заверения о заказах «без промедления времени» не были закреплены в соответствующем документе. Бывали случаи, когда полученные заказы потом были отменены. Семья начала испытывать трудности. Неоднократные прошения Растрелли к государю вновь перевести его на годовое жалованье, то есть стабильный доход, не увенчались успехом.

Подобное положение дел в то время не было чем‑то из ряда вон выходящим. Только при Анне Иоан­новне финансовая ситуация для Бартоломео Растрелли улучшилась: в 1734 году с ним заключили контракт, согласно которому ему полагалось 1500 рублей в год.

КСТАТИ

В начале 1721 года, в преддверии завершения Северной войны, Бартоломео Растрелли получил от Петра I задание создать триумфальную колонну с изображением всех его победных баталий. Был создан проект, который так и не удалось воплотить в жизнь. Теперь, спустя более трехсот лет, его взяли за основу при создании 82‑метрового Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне, который предполагается установить возле «Лахта-центра».

Читайте также:

«Канцелярская афера»: как один человек ввел в заблуждение целый город

Забытая эпоха: искусство труда и время перемен в театре «Стройка»


#Бартоломео Растрелли #история #биография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (7828) от 17.01.2025 под заголовком «Мастер по контракту».


Комментарии