2Vtzqv4Hz9U

«Критический консерватизм». При князе Ухтомском в газете печатались Василий Розанов и философ Владимир Соловьев

Перед революцией почти четверть века, начиная с 1896 года, редактором газеты был князь Эспер Эсперович Ухтомский — представитель древнего рода, признанный знаток буддизма. Он был весьма близок к императору Николаю II, в 1890 – 1891 годах сопровождал его, в ту пору еще наследника престола, в вояже на Восток, а затем издал посвященную этому путешествию книгу.

«Критический консерватизм». При князе Ухтомском в газете печатались Василий Розанов и философ Владимир Соловьев | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Политической линией газеты Ухтомский провозгласил «критический консерватизм». Поначалу подобная позиция была благосклонно принята влас­тями, однако уже вскоре в характерис­тике газеты, написанной чиновниками, значилось: газета находится в оппозиции, а редактор подпал под влияние «либеральных доктринеров».

В 1898 году газета Ухтомского получила первое серьезное взыскание: за публикацию острой статьи о церковной реформе была на два месяца запрещена розничная продажа. Потом санкции применялись к газете не раз. В 1899‑м — приостановка розничной продажи за статью «У боснийских студентов», в 1902‑м — такая же приостановка сроком на три месяца за публикацию о значении отмены крепостного права в жизни русского общества…

Несмотря ни на что, Ухтомский вел себя самостоятельно — и это нередко приводило к тому, что одни и те же люди высказывали о нем и его газете диаметрально противоположные мнения. Скажем, Ленин, в начале XX века регулярно читавший «Санкт-Петербургские ведомости», причислил их однажды к числу либеральных изданий, но через несколько лет гневно назвал газету достойным собратом суворинского «Нового времени» — в ту пору настоящего рупора консерватизма.

Эпоха князя Ухтомского отмечена в истории «Санкт-Петербургских ведомостей» самым большим числом лиц, замещавших редактора-издателя на редакторском посту. Причиной тому были не только конфликты с властями, но и частые вояжи князя по личным или государственным делам.

Одним из таких заместителей в 1903 – 1904 годах был Александр Аркадьевич Столыпин — публицист и брат знаменитого политика. Именно при Столыпине газета напечатала «Сибирские рассказы» находившегося в ссылке и явно неугодного двору журналиста Александра Амфитеатрова. В конце концов Столыпин был отстранен от редактирования за «вредное направление».

Печатался в ту пору в «Санкт-Петербургских ведомостях» Василий Васильевич Розанов. Он опубликовал здесь две статьи, в том числе нашумевшую «Семья как Религия». Прославленный философ Владимир Сергеевич Соловьев, поклонником которого был Ухтомский, опубликовал в газете ряд своих статей, и в их числе неподписанную «Мир Востока и Запада». Две статьи о русских народных инструментах напечатал великий балалаечник Василий Васильевич Андреев… Еще один автор газеты, которого непременно стоит назвать, — основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров. Его объемная статья «Неурядицы Северного Кавказа», опубликованная в трех весенних номерах 1899 года, стала заметным явлением в публицистике Кавказа…

Когда в августе 1914 года началась Первая мировая война и столица сменила имя, газета стала называться ­«Петроградскими ведомостями». Новое имя города она встретила с ра­достью: «Петроград — это наименование будет, несомненно, любезнее русскому народу, чем Петербург». И советовала заодно переименовать Кронштадт в Котлин, Ораниенбаум в Рамбов, Петергоф в Петров двор…

В годы Первой мировой «Петроградские ведомости» много писали о фронте и жизни столицы в новых условиях, обличали Городскую думу, в разгар ­войны предоставившую свой зал для выступлений футуристов — людей с «вывихнутыми мозгами». Газета язвительно писала о коммерсантах, устремившихся во власть: «Купец потянулся к власти. Он понял, что деньги — хорошая вещь, но в соединении с властью — они много лучше» (особо досталось Гучкову и Рябушинскому). Точку в редакторской карьере Эспера Эсперовича Ухтомского поставила Февральская революция 1917 года. Последний подписанный им номер вышел в свет 26 февраля — накануне того дня, когда народные волнения переросли в настоящее восстание.

Кстати, газета просуществовала еще около года. Правда, была вынуждена отказаться от ежедневного выхода: в неделю отныне выпускалось три или даже два номера. Издание тогда симпатизировало кадетам, октябрис­там и откровенно не любило большевиков. Последний номер вышел в свет 29 октября 1917 года: один лист, почти весь заполненный объявлениями, и только неполные две колонки были отданы статьям.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в«Дзен».

#газета #СПб ведомости #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (7333) от 12.01.2023 под заголовком ««Критический консерватизм» ».


Комментарии