Коронованный стилист. Как Петр I утверждал в России европейский стиль одежды

Петр ценил повседневную европейскую одежду, изготовленную из сукна, прежде всего за то, что она была короткой, в ней было удобно работать. Боярская долгополая одежда, шитая из парчи, бархата, шелка, с длинными рукавами, предназначалась прежде всего для демонстрации высокого статуса своего владельца. Непременным атрибутом русской одежды были меховые шапки: их носили круглый год. Бояр можно было отличить по высоким «горлатным» шапкам, мех для которых брали с горла животных.

Коронованный стилист. Как Петр I утверждал в России европейский стиль одежды | Одежда дам и кавалеров на декоративном панно из Екатерингофского дворца, дает представление о моде, введенной в России Петром I. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Одежда дам и кавалеров на декоративном панно из Екатерингофского дворца, дает представление о моде, введенной в России Петром I. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

4 января 1700 года Петр I указал носить венгерские кафтаны, модные в ту пору в Восточной Европе. Определялась их длина: чуть ниже колена. От пояса кафтан венгерского типа расширялся за счет вставных клиньев; воротник у него был стойкой, от которого до талии располагалось несколько рядов пуговиц. В целом это была одежда свободного покроя, чем-то близкая традиционной русской.

В декабре следующего года последовало царское повеление о ношении немецкой и французской одежды. По конструкции фасонов и декоративным элементам она сильно отличалась от русской.

Новомодные кафтаны доходили до колен, были более узки в талии, имели разрезы сзади по центру и по бокам, а в полах - глубокие складки. Такая форма не сковывала движения человека и, что особенно ценилось, была удобна при верховой езде. Под кафтан, который носили иногда незастегнутым, нараспашку, надевали более короткий, с узкими рукавами, без воротника прообраз будущего жилета - камзол. Под ним носили рубашку из тонкой ткани. Европейский образ дворянина дополняли жабо из кружев или тонкой ткани и кружевные манжеты. Иногда вместо жабо повязывали галстук, например в виде банта.

Особенно тяжело приверженцам старины было облачиться в короткие штаны кюлоты, доходящие до колен, и шелковые чулки... Ведь привычная русская одежда тщательно скрывала ноги. К тому же было принято носить сапоги. Теперь, в соответствии с новой государственной модой, полагалось использовать еще и башмаки, украшенные пряжками или бантами.

Переодевание коснулось также женщин и детей: им полагалось сменить русские одеяния на немецкие. Дамские платья с пышными юбками стали более открытыми, декольтированными. Корсеты должны были подчеркивать талию, рукава до локтя открывали руки. Изменились и прически: голову украшали лентами и кружевами, завивали локоны. Больше не нужно было скрывать волосы под головным убором.

У мужчин и женщин, одевающихся по европейской моде, было много общего: искусные вышивки, нарядные украшения из кружев и бантов, яркие цвета одежды, пудреные парики. Ношение парика являлось частью европейской моды. Хотя сам государь париков не любил.

Новшества, правда, затронули меньшую часть населения страны: духовенству, раскольникам и пашенным крестьянам позволили остаться старомодными.

С образцами новой одежды можно было ознакомиться перед воротами Московского Кремля. Европейские фасоны шили иностранные портные, жившие в Немецкой слободе в Москве. Российским мастерам пришлось перестраиваться и осваивать новый крой.

Купить одежду и головные уборы можно было в торговых рядах. Себе и своей семье государь одежду часто заказывал за границей. Импортную одежду и сопутствующие ей галантерейные товары (мушки, пудру) привозили в Россию иностранные купцы.

Впрочем, подданные переодевались неохотно, и Петр методично повторял в указах свои требования: носить платья верхние саксонские, «...а исподнее, камзолы и штаны и башмаки и сапоги немецкие». Разрешалось зимой носить саксонские или французские кафтаны, «а летом носить одно французское». Определялись и сроки на переодевание боярам и дворянам, служилым людям, военным, купцам и горожанам: к 1 января 1705 года.

По Сибири в связи с нововведениями в одежде даже прокатились недовольства. «Сибирь била челом», и в декабре 1706 года Петр I разрешил ее жителям указ не выполнять: «носить платья, также и седла и прочее подобное тому, как кто что похочет».

Свои требования царю-стилисту приходилось неоднократно повторять. В указе Петра от 29 декабря 1714 года значилось: «понеже за теми Его Великого Государя указами, презирая их, при Санкт-Петербурге торговые люди таким русским платьем и сапогами торговали, за то им, по розыску в нынешнем 1714 году учинено наказанье, биты кнутом и сосланы на каторгу». У тех, кто носил и торговал запрещенным товаром, могли спокойно отобрать движимое и недвижимое имущество в пользу государя «без всякой пощады».

Воля Петра со временем сделала свое дело: боярские одежды уходили в прошлое, становясь маскарадным нарядом. В дневнике голштинского придворного Берхгольца говорилось, что на петербургском маскараде 1721 года, устроенном в честь окончания Северной войны, «некоторые щеголяли в костюме прежних бояр, т. е. имели длинные бороды, высокие собольи шапки и парчевые кафтаны под шелковыми охабнями (русская верхняя длинная одежда. - Ред.), и ехали верхом на живых ручных медведях...».

Плоды своих преобразований по части переодевания Петр успел увидеть при жизни. Иностранцы отмечали великолепие двора, роскошные наряды и хорошие манеры российских дам привилегированного сословия.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#мода #Петр I #история России

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 027 (6625) от 14.02.2020 под заголовком «Коронованный стилист».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».