Коронованный стилист. Как Петр I утверждал в России европейский стиль одежды

Петр ценил повседневную европейскую одежду, изготовленную из сукна, прежде всего за то, что она была короткой, в ней было удобно работать. Боярская долгополая одежда, шитая из парчи, бархата, шелка, с длинными рукавами, предназначалась прежде всего для демонстрации высокого статуса своего владельца. Непременным атрибутом русской одежды были меховые шапки: их носили круглый год. Бояр можно было отличить по высоким «горлатным» шапкам, мех для которых брали с горла животных.

Коронованный стилист. Как Петр I утверждал в России европейский стиль одежды | Одежда дам и кавалеров на декоративном панно из Екатерингофского дворца, дает представление о моде, введенной в России Петром I. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Одежда дам и кавалеров на декоративном панно из Екатерингофского дворца, дает представление о моде, введенной в России Петром I. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

4 января 1700 года Петр I указал носить венгерские кафтаны, модные в ту пору в Восточной Европе. Определялась их длина: чуть ниже колена. От пояса кафтан венгерского типа расширялся за счет вставных клиньев; воротник у него был стойкой, от которого до талии располагалось несколько рядов пуговиц. В целом это была одежда свободного покроя, чем-то близкая традиционной русской.

В декабре следующего года последовало царское повеление о ношении немецкой и французской одежды. По конструкции фасонов и декоративным элементам она сильно отличалась от русской.

Новомодные кафтаны доходили до колен, были более узки в талии, имели разрезы сзади по центру и по бокам, а в полах - глубокие складки. Такая форма не сковывала движения человека и, что особенно ценилось, была удобна при верховой езде. Под кафтан, который носили иногда незастегнутым, нараспашку, надевали более короткий, с узкими рукавами, без воротника прообраз будущего жилета - камзол. Под ним носили рубашку из тонкой ткани. Европейский образ дворянина дополняли жабо из кружев или тонкой ткани и кружевные манжеты. Иногда вместо жабо повязывали галстук, например в виде банта.

Особенно тяжело приверженцам старины было облачиться в короткие штаны кюлоты, доходящие до колен, и шелковые чулки... Ведь привычная русская одежда тщательно скрывала ноги. К тому же было принято носить сапоги. Теперь, в соответствии с новой государственной модой, полагалось использовать еще и башмаки, украшенные пряжками или бантами.

Переодевание коснулось также женщин и детей: им полагалось сменить русские одеяния на немецкие. Дамские платья с пышными юбками стали более открытыми, декольтированными. Корсеты должны были подчеркивать талию, рукава до локтя открывали руки. Изменились и прически: голову украшали лентами и кружевами, завивали локоны. Больше не нужно было скрывать волосы под головным убором.

У мужчин и женщин, одевающихся по европейской моде, было много общего: искусные вышивки, нарядные украшения из кружев и бантов, яркие цвета одежды, пудреные парики. Ношение парика являлось частью европейской моды. Хотя сам государь париков не любил.

Новшества, правда, затронули меньшую часть населения страны: духовенству, раскольникам и пашенным крестьянам позволили остаться старомодными.

С образцами новой одежды можно было ознакомиться перед воротами Московского Кремля. Европейские фасоны шили иностранные портные, жившие в Немецкой слободе в Москве. Российским мастерам пришлось перестраиваться и осваивать новый крой.

Купить одежду и головные уборы можно было в торговых рядах. Себе и своей семье государь одежду часто заказывал за границей. Импортную одежду и сопутствующие ей галантерейные товары (мушки, пудру) привозили в Россию иностранные купцы.

Впрочем, подданные переодевались неохотно, и Петр методично повторял в указах свои требования: носить платья верхние саксонские, «...а исподнее, камзолы и штаны и башмаки и сапоги немецкие». Разрешалось зимой носить саксонские или французские кафтаны, «а летом носить одно французское». Определялись и сроки на переодевание боярам и дворянам, служилым людям, военным, купцам и горожанам: к 1 января 1705 года.

По Сибири в связи с нововведениями в одежде даже прокатились недовольства. «Сибирь била челом», и в декабре 1706 года Петр I разрешил ее жителям указ не выполнять: «носить платья, также и седла и прочее подобное тому, как кто что похочет».

Свои требования царю-стилисту приходилось неоднократно повторять. В указе Петра от 29 декабря 1714 года значилось: «понеже за теми Его Великого Государя указами, презирая их, при Санкт-Петербурге торговые люди таким русским платьем и сапогами торговали, за то им, по розыску в нынешнем 1714 году учинено наказанье, биты кнутом и сосланы на каторгу». У тех, кто носил и торговал запрещенным товаром, могли спокойно отобрать движимое и недвижимое имущество в пользу государя «без всякой пощады».

Воля Петра со временем сделала свое дело: боярские одежды уходили в прошлое, становясь маскарадным нарядом. В дневнике голштинского придворного Берхгольца говорилось, что на петербургском маскараде 1721 года, устроенном в честь окончания Северной войны, «некоторые щеголяли в костюме прежних бояр, т. е. имели длинные бороды, высокие собольи шапки и парчевые кафтаны под шелковыми охабнями (русская верхняя длинная одежда. - Ред.), и ехали верхом на живых ручных медведях...».

Плоды своих преобразований по части переодевания Петр успел увидеть при жизни. Иностранцы отмечали великолепие двора, роскошные наряды и хорошие манеры российских дам привилегированного сословия.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#мода #Петр I #история России

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 027 (6625) от 14.02.2020 под заголовком «Коронованный стилист».


Комментарии