Караул у леса. Как разворачивалось судостроение в Приладожье

В публикации «Суда для Балтийского флота» (см. раздел «Наследие» от 19 июля) мы рассказывали о создании в начале XVIII века верфей в Приладожье: Сясьской, Олонецкой и Новоладожской. Сегодня мы продолжим эту тему, поговорим о тех, кто трудился в петровское время на этих судостроительных предприятиях.

Караул у леса. Как разворачивалось судостроение в Приладожье | ФОТО Gustav Gullstrand on Unsplash

ФОТО Gustav Gullstrand on Unsplash

Первые суда на приладожских верфях закладывали иностранные специалисты — главным образом голландцы, греки и итальянцы. Делали они это сообразно своему опыту и таким же «манером», как их обучили на родине.

Серьезные трудности вызвала кончина в 1705 году французского мастера Антона Варфоломеева (Антуана Бартелеми), приступившего к строительству на Олонецкой верфи корабля «францужской моды». Ни один из голландских и греческих специалистов не брался за достройку — они не знали, как это сделать. Но уже через несколько лет на приладожских верфях военные суда стали закладывать и русские мастера и подмастерья, закончившие обучение в Западной Европе, — Ф. М. Скляев, Г. А. Меншиков, Ф. С. Салтыков.

Наблюдал за постройкой судов на верфях губернатор А. Д. Меншиков, требовавший от своих подчиненных подробных отчетов и быст­рых решений. Все его приказы следовало выполнять «немедленно», «без мотчания», «с великим усердием» и «неоплошно».

Руководителей верфей называли комиссарами, в помощь им назначали подьячих. На Олонецкой верфи работами руководил И. А. Тормасов, а в Новой Ладоге — А. И. Стромилов. В инструкции Тормасову, отправленной 6 июня 1709 года начальником Петербургского адмиралтейства А. В. Кикиным, говорилось, что комиссару надлежало все «чинить как верному и честному человеку, усматривая к лучшему, дабы служба ваша была к пользе царского величества». Такие же инструкции направили и другим комиссарам.

Они обязаны были обеспечивать явку рабочих (как правило, крестьян) и мастеровых людей (плотников, кузнецов) «в работные дни на работу», получать у мастеров росписи необходимых припасов и «исправлять без умедления», принимать и передавать эти припасы с расписками. Мастеровых и работных людей следовало использовать только для адмиралтейских дел и на заготовке корабельных лесов.

Комиссару предписывалось «жить… во всяком согласии» с корабельным мастером и «чинить вычеты мастеровым людем с общаго с ним совету». На практике четкого разделения полномочий не сущест­вовало, что приводило к серьезным конфликтам.

Так, летом 1709 года комиссар Новоладожской верфи А. И. Стромилов пожаловался в Адмиралтейство, что мастера Р. Броун и Г. А. Меншиков не позволили ему выполнить полученное из Петербурга распоряжение — «прибить у карабелного строения лист» с инструкциями. Комиссар доносил, что «оне за моею рукою листа ставить не дали».

В обязанности комиссаров входила своевременная выплата денежного жалованья и выдача продовольствия мастеровым людям, а также учет и подготовка списков сбежавших с верфей плотников и кузнецов. Ведомости отправляли в Петербург, поскольку организация розыска была вне компетенции комиссаров. Этим занимались воеводы и коменданты городов, ответственные за отправку работников на верфи.

Для успешной работы ладожских и петербургских верфей требовалось их бесперебойное снабжение рабочей силой и материалами. Недолго просуществовавшая Сясьская верфь была почти полностью обеспечена плотниками, кузнецами и работными людьми из близлежащих сел и деревень. Через год после основания Олонецкой верфи, 8 сентября 1703 года, к ней приписали жителей Белозерского, Каргопольского и Пошехонского уездов. Работных людей, как и на строительство Петербурга, посылали по разнарядке на трехмесячный срок.

В начале XVIII века на трехмесячные смены в Новую Ладогу и Лодейное Поле также отправляли и мас­теровых людей: одного плотника с 500 крестьянских дворов. Каждому плотнику надлежало приходить со своим топором или покупать его на собственные деньги. На верфях трудились плотники из Олонца, Вологды, Ростова, Углича, Костромы, Твери, Ярославля и других городов.

Затем на судостроительных верфях стали трудиться и плотники-переведенцы (те, кто с семьями был переселен в Петербург). Еще в 1705 году Петр I указал выслать в столицу «на адмиралтейский двор безсрочно» 500 плотников из Вологды, Ростова и Шуи.

Любопытная деталь: развитие судостроения в Приладожье не только дало начало новым городам и транспортным магистралям, но также привело к изменению ландшафта в регионе. Для строительства морских судов требовался лес высокого качества. 19 ноября 1703 года Петр I издал указ об описи лесов в уездах в пределах 50 верст от больших рек и 20 верст от малых. 

Весь лес, годный для кораблестроения, был объявлен собственностью государства. 

За самовольную порубку лиственницы или корабельной сосны надлежало уплатить штраф, а срубленный дуб грозил уже смертной казнью.

Поиском и описью годных для судостроения лесов занимались специально назначенные люди. Уже в 1702 году для описи сосновых лесов по Сяси был послан отставной дворянин П. Ф. Есипов. Пригодные для возведения судов леса в Приневье и Приладожье искали корабельные мастера, которых сопровождали местные жители.

Так, в декабре 1704 года корабельный мастер Виллим Васильев и князь Роман Мещерской «для описи и смотрения к карабелному строению угодных лесов с кореляны ездили» в Санкт-Петербургский, Шлиссельбургский, Копорский и Ладожский уезды. К обнаруженным и описанным ими сосновым, а также еловым лесам были приставлены караульщики из местных жителей, «и о бережении тех лесов великого государя указ под смертною казнью им сказан».

Через несколько лет после начала работы верфей подходящий для судостроения лес в их окрестностях был практически целиком вырублен. Его отсутствие как раз и стало одной из главных причин закрытия Сясьской верфи. На нехватку леса жаловались и мастера Новоладожской верфи. Для того чтобы продолжить строительство судов в Приладожье, сюда в 1710‑х годах пришлось организовать доставку корабельного леса из других регионов России, главным образом из Казани и Нижнего Новгорода.

Читайте также:

«Амур» на Неве. История морского пути боевого корабля

В Новую Ладогу пойдёшь — на ярмарку попадёшь. Возрождение «самой большой ярмарки в губернии»


#судостроение #история #Приладожье

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (7748) от 13.09.2024 под заголовком «Караул у леса».


Комментарии