Грабеж в питейной конторе. Детали громкого преступления остались загадкой

Осенью 1844 года Кронштадт потрясло дерзкое преступление. В ночь с 9 на 10 октября из кассы местной конторы питейного откупа пропали свыше 17 тысяч рублей. При этом похищены были ассигнации, государственные кредитные билеты, а также золотые полуимпериалы и платиновые монеты.

Грабеж в питейной конторе. Детали громкого преступления остались загадкой | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Рапортуя о случившемся министру внутренних дел, кронштадтский военный губернатор (в ту пору эту должность занимал один из первооткрывателей Антарктиды знаменитый адмирал Ф. Ф. Беллинсгаузен) отмечал, что полиция приняла самые «строгие и деятельные меры» к раскрытию преступления. Однако в этой истории оказалось больше вопросов, чем ответов. Подробности – в документах Российского государственного исторического архива.

Подозрение сразу пало на дворового человека, служившего у управляющего Кронштадтским питейным откупом, – 24-летнего Григория Иванова. Он сбежал от своих хозяев и, по версии следствия, проник в контору, отпер поддельным ключом сундук, в котором хранились деньги, а затем скрылся. По всем окрестностям было разослано его описание: «Росту среднего, лицом бел, худощав, волосы светло-русые, имеет усы и бакенбарды, одет в сюртук суконного дикого цвета немецкого покроя».

Поиски не дали никакого результата, но через две недели за северной плотиной близ взморья полицейские обнаружили тело человека, одетого в солдатскую шинель. Он был убит двумя ударами по голове, нанесенными острым предметом. В убитом опознали разыскиваемого Григория Иванова. Похищенных денег при нем не оказалось.

На подкладке шинели нашли надпись, которая свидетельствовала о ее принадлежности «унтер-офицеру 6-й роты Бутримову». Его отыскали в тот же день. Бутримов признал шинель своей, но сообщил, что за неделю до этого продал ее на рынке некоему матросу за 43 копейки серебром. После этого, по распоряжению адмирала Беллинсгаузена, собрали всех «нижних чинов» Морского ведомства, и унтер-офицеру Бутримову предложили опознать покупателя. Но тот никого не узнал.

Дальнейшее следствие установило, что убитого Григория Иванова последний раз видели 13 октября в харчевне «Данциг» в компании рядового 6-го линейного батальона Петра Васильева и неизвестного, одетого в куртку, «какие носят иностранные матросы». Допрошенный приставами Васильев категорически отрицал знакомство с Ивановым, служители харчевни в показаниях путались. Мелькнувшая было нить снова привела в тупик...

В середине ноября недовольный медленным ходом расследования министр внутренних дел Лев Алексеевич Перовский (двоюродный дед будущей участницы «Народной воли» Софьи Перовской) командировал в Кронштадт из Петербурга надворного советника Аркадия Дорогина с поручением ревизовать действия местных чиновников «по сему предмету». По итогам поездки тот представил министру секретный рапорт, где отмечал «очень слабое» и «невнимательное» ведение дела местной полицией.

По его словам, следователи не удосужились проследить связи убитого Иванова с рядовыми военно-рабочих рот, расположенных в Кронштадте, не обнаружили его бывшую любовницу, переехавшую в Петербург, и не допросили ее нового сожителя Ивана Андреева, которому покойный незадолго до своего побега адресовал письмо с просьбой приехать в Кронштадт не позднее «15 числа». Все это пришлось проделать самому Дорогину. Однако ответы на вопросы, куда делись похищенные Ивановым деньги и кто убил его самого, несмотря на все усилия, так и не были получены.

В начале декабря министр Перовский «поставил на вид» адмиралу Беллинсгаузену неудовлетворительное следствие о краже денег и распорядился «...на дело сие обратить особое внимание и не упустить ни одного обстоятельства, могущего служить к открытию преступников».

Лишь спустя шесть месяцев после ограбления питейной конторы, в конце марта 1845 года, в поле зрения следствия попали матрос 12-го флотского экипажа Меденец и рядовой 2-й военно-рабочей роты Милевич. На допросе они сознались в убийстве Григория Иванова, но подробности сообщать отказались.

Денег, похищенных из конторы питейного откупа, при подельниках не обнаружили. Однако вскоре на чердаке одной из казарм в западной части Кронштадта рядовой артиллерийского гарнизона Андрусов нашел «спрятанные неизвестно кем» 3628 рублей ассигнациями и кредитными билетами. Как оказалось, те самые, что были похищены из конторы питейного откупа... А в начале апреля на Александровской улице в Кронштадте трое солдат нашли перевязанный ниткой сверток с кредитными билетами на общую сумму 1250 рублей.

Оставшуюся часть похищенного, в том числе золотые и платиновые монеты, сыщики так и не нашли. Дело об ограблении питейной конторы и убийстве похитителя пришлось закрыть: детали громкого преступления остались загадкой.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #преступление #наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 62 (6900) от 09.04.2021 под заголовком «Грабеж в питейной конторе».


Комментарии