Живая цепь у гостиницы. Как сносили «Англетер»
Весной 1987 года рукотворные развалины в самом центре города, слегка припорошенные снегом, выглядели явным диссонансом. Тогда, в середине марта, на Исаакиевской площади начался снос бывшей гостиницы «Англетер». В свое время в ней останавливались писатели Антон Чехов и Александр Куприн, поэты Андрей Белый и Осип Мандельштам, американская танцовщица Айседора Дункан. Но в основном ее знали как место, где в 1925 году оборвалась жизнь Сергея Есенина...
Снимок, запечатлевший полуснесенное здание гостиницы «Англетер», был сделан фотокорреспондентом агентства печати «Новости» Михаилом Дмитриевым с крыши одного из экскурсионных киосков на Исаакиевской площади. Март 1987 года / Из коллекции ЦГАКФФД СПб
Власти, по всей видимости, не предполагали, что решение о сносе здания может вызвать такую бурную реакцию. Три дня, с 16 по 18 марта, на площади продолжалась акция, организованная активистами «Группы спасения памятников истории и культуры Ленинграда». К ней присоединились сотни горожан. Вдоль строительного забора, окружавшего «Англетер», выстроилась живая цепь, чтобы не допустить технику на стройплощадку.
Чтобы успокоить общественность, в «Ленинградской правде» было опубликовано интервью с главным архитектором города Сергеем Соколовым. Он сообщал, что планировочная структура здания, основанная на конструкциях, выполненных в 1840-х годах, не соответствует требованиям, предъявляемым к планировке современной гостиницы. Поэтому проектом предусмотрена разборка дома с последующим воссозданием фасадов в соответствии с архивными авторскими чертежами.
Главный архитектор также отмечал, что совсем скоро, уже в августе 1989 года, обновленный комплекс гостиницы примет постояльцев, а Исаакиевская площадь «сохранится такой, какой ее привыкли видеть ленинградцы». Подчеркивалось, что «исторически достоверного интерьера комнаты, как и интерьеров всего «Англетера», не сохранилось». В качестве компромисса предлагалось установить на фасаде мемориальную доску, которой прежде не было.
Кроме того, чиновники указывали, что здание бывшей гостиницы «Англетер» находится в аварийном состоянии. Но многие горожане им просто не доверяли: за плечами уже был опыт спасения дома Дельвига на Загородном проспекте, приговоренного к сносу ради строительства станции метро. Если бы не действия активных горожан, здание, помнившее Пушкина, было бы разрушено. Поэтому и здесь оставалась надежда, что чиновники и строители сумеют найти компромисс.
Хотя формально здание «Англетера» не было зарегистрировано как памятник архитектуры, истории и культуры, оно находилось в охранной зоне, что требовало согласования работ с Обществом охраны памятников и Министерством культуры РСФСР. Однако ни заказчик (ленинградское отделение «Интуриста»), ни проектировщик (3-я мастерская ЛенНИИпроекта) этого не сделали.
Итог известен: здание «Англетера» было разрушено. Но бушующие страсти это не утихомирило. Полтора месяца на площади рядом со стройплощадкой действовал «Пост общественной информации». Несколько активистов держали в руках самодельные стенды с газетными публикациями, собирали подписи под письмом, осуждающим решение горисполкома о сносе.
Копии подписных листов сохранились в Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга. Они поступили туда вместе с документами Ленинградского обкома КПСС. Свои автографы и отзывы оставляли не только ленинградцы, но и жители других городов и даже иностранцы. «Если хоть один человек, виновный в уничтожении экологии Ленинграда, потеряет хотя бы одну нервную клетку, польза есть несомненная»; «если мы оставим снос «Англетера» безнаказанным, завтра кто-нибудь в угоду ведомственным интересам снесет Исаакиевский собор», – писали неравнодушные граждане.
В конце марта 1987 года в Ленинграде прошла учредительная конференция городского Совета по экологии и культуре. В его состав вошли «Клуб-81», Бюро экологических разработок, группа «Спасение» и группа добровольцев-реставраторов «Мир». Инициативу поддержали академик Дмитрий Лихачев, писатель Андрей Битов, участники Ленинградского рок-клуба, журналисты и многие горожане. Борьба за «Англетер» не была напрасной: в 1988 году в Ленинграде были введены новые охранные зоны, охватившие весь исторический центр города.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 57 (6895) от 02.04.2021 под заголовком «Живая цепь у «Англетера»».
Комментарии