Город, начавшийся с переправы. О чем рассказывают подводные находки в Великом Новгороде

То, что в Великом Новгороде каждый год ведутся масштабные раскопки, хорошо известно. Как и то, что археологи вгрызаются в толщу земли, пытаясь проникнуть в первые века существования города. Но вот то, что местом исследований служит теперь еще и дно реки Волхов, по обеим сторонам которого расположен Новгород, - для многих будет настоящим открытием. Этими работами уже полтора десятка лет руководит наш собеседник научный сотрудник центра подводного наследия Института археологии РАН Айвар СТЕПАНОВ.

Город, начавшийся с переправы. О чем рассказывают подводные находки в Великом Новгороде | Великий мост, запечатленный на одной из миниатюр Лицевого летописного свода XVI века. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Великий мост, запечатленный на одной из миниатюр Лицевого летописного свода XVI века. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Монеты на дне

- Айвар Владимирович, по всей видимости, черепки и монеты из-под воды доставали и за много лет до того, как вы под нее спустились...

- Конечно. И поначалу к подводной археологии, которой я занимаюсь, относились как к баловству. Лет пятнадцать назад на одной из научных конференций в Великом Новгороде петербургский профессор Олег Хархордин вызвал настоящую бурю эмоций у местных коллег, заявив, что в этом древнем городе есть замечательный памятник, который упоминается в летописях чаще, чем Софийский собор. И называется он Великий мост. Но никто его до сих пор почему-то не исследовал. Мол, не пора ли попробовать?

Моя идея провести подводные исследования на дне реки Волхов вызвала недоверие научного сообщества. Поддержали ее всего несколько человек, в том числе новгородский археолог Сергей Трояновский. Так сложилась группа единомышленников, которая дала старт исследованиям Великого моста. Они начались по программе международного фонда INTAS и Европейского университета в Санкт-Петербурге в рамках проекта «Мосты как res publica и их значение в реформировании местного самоуправления в Западной и Восточной Европе».

О таких стационарных мостах, как был в Новгороде, в принципе больше неизвестно. В Средние века города ставили на том месте, которое было удобно оборонять, то есть в излучине реки. Ближайшие примеры - Псков и Старая Ладога. Через реки переправлялись на лодках, а если и наводили мосты, то наплавные.

Кстати, само название «Великий мост» в летописях появилось примерно в XIII веке. Сначала фигурировал «мост через Волхов». Переправа соединяла Софийскую сторону с Торговой. В летописях сохранились изображения моста. Помните плотный ряд ларьков в подземных переходах, возникший в эпоху перестройки? Вот здесь было примерно то же самое. Причем мост был гораздо более выгодным для торговцев местом, нежели рынок: тут люди ходили с одной стороны Новгорода на другую с раннего утра и до позднего вечера...

Прежде чем опуститься на дно Волхова, мы провели серьезную подготовку - исследование дистанционными средствами. И увидели признаки того, что остатки древнего моста прослеживаются в шестидесяти метрах от нынешнего пешеходного - выше по течению реки, в сторону озера Ильмень.

Надо пояснить: современный пешеходный мост, прямой, как стрела, возведенный в 1970-х годах, находится на бывшей трассе Москва - Петербург. Он повторяет направление каменного моста, существовавшего здесь с 30-х годов XIX века. Его два раза переделывали, он просуществовал до Великой Отечественной войны, когда сильно пострадал и был впоследствии разобран.

Древний же деревянный мост не был прямым: он имел тупоугольный излом на середине реки. Первое же наше погружение, осуществленное в 2005 году, показало, что дно Волхова буквально утыкано сваями. Радиоуглеродным методом мы смогли датировать их примерно от начала XII века до XIV века.

Как показало вскрытие грунта, дно было усеяно средневековыми монетами - по двадцать с лишним штук на квадратный метр. Настоящий культурный слой, очень близкий к тому, что есть на суше. Речь шла о XIV - XVIII веках. Сверху все это завалено огромными валунами: в XVIII веке опоры моста заполняли камнями, чтобы они противостояли ледоходам и подъемам воды.

- На какой глубине был обнаружен культурный слой?

- Около пяти метров, однако говорить о глубине на Волхове можно достаточно условно. Уровень воды в среднем меняется на три-четыре метра в течение года. Это связано с гидрологическим режимом. Волхов - единственная река, вытекающая из озера Ильмень, в которое впадают Шелонь, Мста и Ловать. Весной они несут массу талых вод, уровень в Волхове поднимается. Максимальный перепад уровня воды был зафиксирован в 1922 году - восемь метров. Случались катастрофические наводнения...

Итак, что же нам удалось найти кроме монет? Надо понимать: лавки, стоявшие на мосту, служили одновременно и местом жительства торговцев. Там же они и питались. Среди наших находок - обожженные кирпичи, которые, очевидно, представляли собой очаги для подогрева пищи. Огромное количество костных останков животных. И посуда - в основном осколки, но встречается и целая. Причем, как это ни парадоксально, целой посуду сохранили для нас катастрофические события. Например, ледоходы, которые сносили переправу вместе с лавками. Или пожары, когда огонь переходил по мосту с одного берега на другой.

Удалось найти и то, что продавали в этих лавках. В первую очередь - глиняные горшки самых разных размеров. Однажды встретился предмет, похожий на современную рессору. Много-много пластин, скрепленных между собой. Поначалу мы никак не могли понять, как артефакт из ХХ века оказался в культурном слое Средних веков? А когда почистили, поняли: перед нами не что иное, как стопка сельскохозяйственных кос средних веков. Оптовый товар!..

Самые ценные предметы, которые мы находили, - серебряные полтины (слитки) весом почти сто граммов.

Сохранность предметов на дне разная. Зависит от характера грунта и от того, что с чем рядом лежит. Например, в XIX веке в Софийском соборе шел ремонт, и под мост высыпали сбитую штукатурку (кстати, с древними фресками). Зачем? С одной стороны, для утилизации, с другой - чтобы не размывало опоры. Прослойка этой известковой штукатурки - порядка пяти сантиметров, и она является агрессивным фактором. Лежащие рядом с ней крупные монеты съедены почти полностью...

Защита от викингов

- Скажите, а опричники Ивана Грозного во время печально знаменитого погрома 1570 года именно с этого моста сбрасывали людей?

- С этого, но никаких следов той трагедии мы не нашли. Детальные описания происходящего сделали иностранцы, а они действовали по принципу «не соврешь - красиво не расскажешь». То есть им надо было страху напустить: чем ужаснее, тем лучше. Они же сами служили в опричном войске в качестве наемников. Поэтому к их рассказам доверия не очень много.

Несомненно, что Иван Грозный дал команду к разбою, грабежу и насилию. И Великий мост действительно был одним из лобных мест. Мост вообще служил лобным местом во многих государствах. Сбросив с него человека, можно было лишить его жизни и при этом не заниматься погребением. А для христианина не быть упокоенным в земле - по сути дела, вечное наказание. В воде к тому же еще и черти водятся... Так жестоко поступали только с еретиками. Есть множество европейских миниатюр с подобными изображениями.

Во время опричного погрома смертные приговоры на Великом мосту приводили в исполнение, не утяжеляя человека гирями, жерновами или еще чем-то. Выплывших добивали баграми с лодок. Но без груза тело человека просто уплывает, поэтому в районе самого моста мы никаких останков не нашли...

Но вот на какое обстоятельство мне бы хотелось сделать акцент. Сначала мы обследовали дно Волхова в непосредственной близости от нынешнего пешеходного моста. Но затем нашли подводные артефакты еще выше по течению. И тогда вспомнили, что в работах Михаила Владимировича Толстого «Святыни и древности Великого Новгорода» (1862 г.), а также Ивана Ивановича Толстого и Никодима Павловича Кондакова «Русские древности в памятниках искусства» (1899 г.) указывалось, что самый древний мост проходил от Михайловской улицы на Торговой стороне к Троицкой церкви на Софийскую сторону.

Еще раньше, в 1828 году, новгородский губернатор Николай Назарьевич Муравьев опубликовал «Исторические исследования о древностях Новагорода», где указал: «Сего моста остаток и ныне существует на дне Волхова близ правого берега, где осенью ставится веха, или знак для безопасности барок». Муравьев был капитаном 1-го ранга и, несомненно, знал толк в навигации. И его мнение без малого двести лет спустя мы подтвердили подводно-археологическими методами.

Мы нашли опору моста: под поверхностью дна в грунте сохранился сруб высотой метр сорок сантиметров. Семь венцов, бревна небольшого диаметра. Опора - пятиугольная в плане, к ней был пристроен ледорез. Радиоуглеродное датирование образцов древесины, проведенное в лаборатории изотопных исследований РГПУ им. А. И. Герцена, определило, что она относится к середине X века. Такую же дату показало и исследование, сделанное в лаборатории радиоуглеродного датирования и электронной микроскопии Института географии РАН и центра изотопных исследований Университета Джорджии (США).

Одним словом, перед нами были остатки моста времен похода княгини Ольги в новгородские земли. Но ведь города как такового тогда еще не было! Историки называют это время «протоНовгородом». Археологические исследования на суше относят самые ранние датировки культурного слоя к 930 году, а также к 940-м и 950-м годам. Но это еще не город, а самые ранние усадьбы на его месте.

- То есть выходит так, что мост построили раньше, чем появился город?

- Получается, что в древнем Новгороде мост был всему головой. Возможно, вначале была переправа, а потом уже - город. Либо они возникли синхронно.

И вот что важно: в трудах о происхождении древних городов можно прочитать, что в те давние времена коммуникативная функция мостов была не самой главной. Во всех архитектурных трактатах мост - это прежде всего укрепленное оборонительное сооружение.

На Европу с VIII века устраивали набеги викинги. Они доходили до современного Парижа, разоряли города и монастыри. Когда скандинавские набеги стали представлять все более серьезную угрозу Западно-Франкскому королевству, его глава Карл II Лысый в январе 862 года повелел восстановить один из разрушенных норманнами мостов, чтобы заблокировать проход викингов вниз по течению, и разместил войска по обе стороны реки. Эта мера оказалась чрезвычайно эффективной, так как пойманные в ловушку викинги согласились не только вернуть всех пленников, но и побудить своих соотечественников на Сене уйти.

После этих событий король в июне 862 года отдал приказ о строительстве укрепленного моста на реке Сене в местечке Лез-Дамп (ныне Пон-де-л,Арш) для предотвращения или замедления продвижения норманнских пиратов в глубь страны. По берегам его охраняли два каменно-деревянных форта. При набеге норманнов на Париж в 885 - 886 годах мосты через реку Сену и Уаз также играли значительную роль в обороне.

Практика обороны городов с помощью мостов продолжалась и в XI веке. В 1014 году при штурме Лондона норвежский конунг Олаф Харальдсон разрушил мост через Темзу. Было непросто подойти на боевых судах к мосту, с которого обороняющиеся досаждали силам коалиции, штурмовавшей город. Кстати, разрушитель лондонского моста, канонизированный в Норвегии как Олаф Святой, в 1028 году был вынужден бежать в Новгород к Ярославу Мудрому, где провел около года...

На Руси,как в Европе

- Вы проводите аналогию между оборонительными мостами в Европе и подобным же сооружением в протоНовгороде?

- Именно так. Нет ничего удивительного, что мост через транспортную магистраль Средневековья - реку Волхов - изначально имел наряду с коммуникационными и фортификационные функции. И наверняка у него были береговые предмостные укрепления, которые могли являться ранними городскими укреплениями.

Ось моста X века на Софийской стороне продолжается через основание несохранившейся Борисоглебской башни к Покровской башне. Эта линия соответствует Прусской улице, судя по всему, выходившей прежде на мост.

Одним словом, на Руси все было практически так же, как в Европе. По Волхову, как известно, проходили трассы, связывающие Балтику, Каспий и Средиземноморский регион, известные как путь «из варяг в греки» и «Великий волжский путь». И викинги совершали сюда набеги. В скандинавских источниках существует стих про разрушение Альдейгьи (Ладоги) норвежским ярлом Эйриком Хаканарсоном, которое датируется 997 годом.

Поэтому вполне очевидно, что оборонительный мост на Волхове в крупном торгово-ремесленном центре не только обеспечивал безопасность, но и добавлял привлекательности для длительных остановок, зимовки экипажей и ремонта судов...

Даже на плане Новгорода 1611 года, который нарисовали шведы, овладевшие тогда городом, посреди реки по северной линии стен окольного города изображена башня. Правда, отдельно от моста. К тем событиям имеют отношение и фрагменты оружия, которые мы нашли на дне Волхова.

Поначалу воевода Бутурлин вел со шведами (они ведь были союзниками) переговоры, пытаясь убедить их продолжить совместные боевые действия против поляков. Но шведский военачальник Яков Делагарди посчитал, что Россия не выполнила своих обязательств перед Швецией (речь шла прежде всего о территориальных уступках). И приступил к оккупации части русского северо-запада.

Военные действия начались с того, что шведы взяли в плен дворового человека Ивана Прокофьева по прозвищу Ивашка Шваль. Польстившись на щедрую мзду, он согласился проникнуть в город и открыть противнику крепостные ворота. С тех пор слово «шваль», которое прежде в русском языке означало исключительно профессию портного, получило нарицательное значение...

Сопротивление новгородцев было отчаянным, но в конце концов шведы все-таки прорвались к мосту. Московские стрельцы, решив, что биться уже не за что, бежали из кремля на Торговую сторону, по пути грабя и поджигая лавки на Великом мосту. Летопись сообщает: «Как начаша сещи стражи по городу и по дворам, той же Василей Бутурлин с ратными людьми на Торговой стороне выграбив лавки и дворы пойде из города вон». Артефакты, найденные на дне, говорят о жестких боевых столкновениях.

- А следы Великой Отечественной войны были найдены на дне Волхова?

- Как же без этого! Огромное количество пуль, гильз, один раз даже нашли крупный осколок минометной мины, застрявший в средневековой свае...

- Как технически осуществляется ваша работа?

- Заниматься поисками в водной толще Волхова очень сложно: сильное течение, вода мутная, летом на расстоянии вытянутой руки ничего не видно. Поэтому мы работаем только в марте - это наш единственный рабочий месяц по подводному изучению Великого моста. Льда уже нет, а до подъема воды еще месяц.

Водолазная станция состоит как минимум из четырех человек, в «подводном раскопе» единовременно находится только один человек, остальные обеспечивают его безопасность. Режим работы археолога на дне зависит от его квалификации. Опытный может работать четыре часа беспрерывно.

- Где хранятся находки с Великого моста?

- В государственном музейном фонде. Мы с предпринимателем Евгением Палем готовимся открыть экспозицию в составе Новгородского государственного музея-заповедника. Помещение есть - это одноэтажное здание у пешеходного моста, построенное в XIX веке. До революции это был караульный дом Министерства путей сообщения, затем диспетчерская служба новгородской судоходной дистанции. До недавнего времени там находилась контора реставраторов.

Ремонтные работы уже проведены, сделана гидроизоляция. Хочется надеяться, что музей откроется уже в следующем году.

6Мост.jpg

Так выглядит существующий ныне пешеходный мост через Волхов в Великом Новгороде. ФОТО АВТОРА

#археология #история России #раскопки #Великий Новгород

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (6557) от 30.10.2019 под заголовком «Город, начавшийся с переправы».


Комментарии