Уникальные находки Таврических оранжерей: подведены итоги археологических исследований
На заседании Совета по ландшафтной архитектуре при Петербургском союзе архитекторов обсуждены итоги проведенных в 2022 – 2023 годах комплексных археологических исследований территории оранжерейного комплекса Таврического сада, а также изучения архивных документов, связанных с этим памятником. По мнению специалистов, необходима музеефикация сделанных уникальных находок.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
«Борова» и ананасы
Предваряя доклады архитекторов и археологов, Андрей Рейман, председатель совета, напомнил, что исторически оранжерейное хозяйство Таврического дворца было агропромышленным комплексом, оно входило в состав Министерства двора и заботилось о Висячем саде Малого Эрмитажа и всех трех зимних садах Зимнего дворца. Во время вражеской блокады Ленинграда на территории оранжерей выращивали не только витаминную зелень.
Весной 1943 года там посадили семена цветов-однолетников, чтобы с наступлением тепла перенести растения в городские сады для подъема духа ленинградцев. Объединение «Цветы», существовавшее в оранжереях в 1970‑е годы и позднее, обеспечивало не только цветами жителей города. Крупные растения, например, пальмы, можно было взять напрокат для общественных событий, киносъемок и т. д.
Сейчас на территории Таврических оранжереей предполагается создание культурно-досугового пространства. Проектом занимаются структуры «Газпрома», которые заказали археологам исследования, ставшие самыми крупными подобными работами за последние десять лет.
Но сначала немного об истории оранжерей, доклад на эту тему сделал на совете архитектор Юрий Кутимов. В начале XVIII века на месте оранжерей находился Оружейный двор, где, в частности, изготавливались артиллерийские снаряды и фейерверки. Летом 1791 года Григорий Потемкин распорядился начать строительство оранжереи. Архитектор Федор Волков, ученик Ивана Старова, автора Таврического дворца, строит вдоль нынешней Шпалерной улицы каменную оранжерею, которая называлась «Апельсинная», позже рядом появляются другие оранжереи — парники. В 1792 – 1794 годах по проекту Волкова возводится дом с двумя флигелями по бокам для садового мастера Вильяма Гульда, который занимался Таврическим садом. На планах, датируемых 1798 годом, структура оранжерей выглядит вполне сложившейся.
На протяжении всего XIX века оранжереи реконструировались в связи с изменениями их назначения, они расширялись, внедрялись новые методы ведения тепличного хозяйства. В 1804 году Тимофей Насонов, известный инженер-мостовик, построил каменные теплицы и новую виноградную оранжерею. В 1809‑м появились ананасная паровая — первая в России — и абрикосная оранжереи.
Следующий архитектор — Григорий Фиников, помощник Чарльза Камерона в создании Павловского парка, возводит цветочную оранжерею. Важным этапом в жизни хозяйства стало в 1821 году строительство помпезной оранжереи в античном стиле с шестиколонным портиком по проекту Людвига Шарлеманя. В 1850‑е годы ее перестроил архитектор Роман Кузьмин, заменив портик на полукруглую застекленную пристройку — «пальмовую залу».
Конструкции оранжерей, вытянутых с запада на восток, предусматривали два отделения: южное с остекленной крышей для растений и северное, обычно занимаемое служебными помещениями. Оранжереи оборудовались печами с «боровами» — горизонтальными кирпичными каналами, с помощью которых было налажено отопление. Кадки с растениями могли устанавливаться прямо на «борова».
В 1871 году Георг Гросс, ученик и помощник Кузьмина, будучи главным архитектором Таврических оранжерей, построил соединительную оранжерею с севера на юг.
В конце 1880‑х годов по проекту архитектора Владимира Самохвалова из стекла и металла была сооружена Лечебная оранжерея, она размещалась вдоль Потемкинской улицы. В 1899‑м по проекту архитектора Александра Бруни производится капитальная перестройка ряда оранжерей с заменой деревянных конструкций на металлические. К 1917 году вся территория занята оранжереями, парниками и техническими постройками, необходимыми для ведения садового хозяйства.
Любопытно, что с 1918‑го по 1921 год Таврические оранжереи находились в ведении музейного отдела наркомпроса, там был создан специальный сектор. Но потом их передали в отдел коммунального хозяйства Петрограда, это был первый шаг к деградации комплекса.
В 1930‑е годы Лечебная оранжерея переносится в Ботанический сад. На ее место привозят Пальмовую оранжерею из Детского Села, которая находится там и сейчас.
В 1950‑е годы, когда Таврический сад назывался Городским детским парком и был ориентирован на юную аудиторию, появился план построить на месте оранжерей новое здание Дворца пионеров, но идея не была реализована. В конце 1970‑х — начале 1980‑х произведена полная реконструкция пришедшего в полный упадок оранжерейного хозяйства. Старые оранжереи, кроме Пальмовой, были снесены, а на их месте по проекту архитектора Давида Гольдгора возведен современный на тот момент тепличный комплекс для объединения «Цветы». Там появился выставочный зал с оранжереями, отделанными гранитом.
В 2003 году «Цветы» обанкротились и началась эпоха инвестиционных проектов. Планы строительства жилья на месте оранжерей вызвали протесты общественности и не были согласованы КГИОП. Последние семь лет идет обсуждение, как создать на месте оранжерей общественное пространство, напоминающее о «гении места». Было предложено несколько проектов, сейчас готовится новый.
Зачем делали деревянные трубочки
Николай Новоселов, руководитель археологических исследований, подробно рассказал о проведенных раскопках. Еще в 2015 и 2021 годах была проведена разведочная археология, после чего «Фундаменты оранжерейного комплекса Таврического сада» были объявлены КГИОП выявленным объектом культурного наследия. В 2022 – 2023 годах была изучена территория общей площадью более одного гектара, это половина исторического участка оранжерей. Раскопки показали, что два века там велась непрерывная садоводческая деятельность. Культурный слой составляет не менее полутора метров и включает фундаменты (до пяти) построек разного времени. Сохранились фрагменты отопительной системы оранжерей — нижние части печей, иногда с чугунными заслонками, «борова», первые ряды кладки стен. Обнаружены кирпичи с клеймом «ДЛ» — продукция завода Дмитрия Липина, работавшего под Петербургом в 1840 – 1860‑х годах. Найден фрагмент кирпичного пола «елочкой», который относится к XVIII веку, а также остатки кирпичного «ящика» XIX века, предназначенного для выращивания ананасов.
Между оранжереями раскопаны остатки дренажа — деревянные колодцы и чугунные трубы, а также дорога, которая шла по центральной оси дома садового мастера в сторону Таврического сада. Кроме того, найден колодец, который, вероятно, использовался для полива. В нем нет битых цветочных горшков, что характерно для садов и оранжерей. Зато найдены пустотелые деревянные трубочки для артиллерийских снарядов или изготовления фейерверков.
Что касается других артефактов, то на 95 процентов это как раз цветочные горшки XVIII – XX веков. Многие имеют клейма «ТО» — Таврические оранжереи. Некоторые даже с датировками, относящимися к 1840 – 1850‑м годам, что крайне редко для данного вида керамики.
Найдены также фарфоровые бирки с латинскими названиями растений (первые нашли еще в 2015 году) — тысячелистник, аконит синий и другие. Садовые мастера из Летнего сада подсказали археологам, для чего служили фигурные керамические изделия с небольшими отверстиями — это фрагменты бордюров, которые огораживали цветники и газоны.
Садовый инвентарь, монеты, пряжки от ремней, элементы кокарды, фрагмент ополченческого креста с фуражки времен Первой мировой войны, корона с погона и т. д. — из начала ХХ века.
А вот осколки ядер и пули могут относиться ко времени существования на этом месте Оружейного двора.
Музей садового искусства
В ходе дискуссии все специалисты отметили важность большой работы, проделанной археологами и архитекторами. Особенно по совмещению датировок объектов и выявленных архивных чертежей, некоторые из них были неизвестны даже специалистам. Подчеркивалась необходимость при новом строительстве воссоздать дорожку от дома садового мастера к Таврическому саду как существенный элемент планировочной структуры парка XVIII века. Чтобы идущие по парку от Таврического дворца могли видеть еще одну постройку. Эта перспектива бережно сохранялась при строительстве оранжерей в XIX веке и была утрачена в советское время. Специалисты считают, что на основе нынешних археологических исследований необходимо уточнить состав и предметы охраны выявленного объекта культурного наследия.
Дальше начинается самое сложное. Как, выражаясь языком юридических документов, приспособить этот объект для современного использования. На совете прозвучала такая идея — создать ландшафтный центр с музеем садового искусства, включающим показ археологических объектов, а также с исследовательским центром-лабораторией по городскому зеленому строительству.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 39 (7615) от 04.03.2024 под заголовком «Чем прирастет Таврический сад».
Комментарии