Дудка для корабля. Как боцман фрегата «Память Азова» получил подарок от королевы

В конце сентября 1887 года секретарь греческой королевы Ольги Константиновны прислал командиру фрегата «Память Азова» капитану 1-го ранга Николаю Николаевичу Ломену серебряную дудку с надписью и серебряной цепью. В письме сообщалось, что королеве угодно, чтобы дудка «составляла принадлежность фрегата и носилась бы боцманом оного». Подробности всей истории – в документах Российского государственного архива ВМФ.

Дудка для корабля. Как боцман фрегата «Память Азова» получил подарок от королевы | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Официальная закладка «16-пушечного двухвинтового полуброненосного океанского крейсера «Память Азова» с механизмом 8000 индикаторных сил», как значилось в тексте закладной доски, состоялась еще в июле 1886 года. На церемонии кроме императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича присутствовала и греческая королева (тогда говорили «королева эллинов») великая княгиня Ольга Константиновна.

Дочь великого князя Константина Николаевича, в 1867 году она вышла замуж за греческого короля Георга I. В 1879 году, после смерти шефа 2-го флотского экипажа принца Генриха Нидерландского, королева эллинов заняла его почетный пост.

По существующей на флоте традиции, имя корабля должно было напоминать о славном предшественнике. Так и «Память Азова» назвали в честь парусного линейного корабля «Азов», отличившегося в Наваринском сражении 1827 года во время Русско-турецкой войны. Георгиевский флаг, которым за то сражение наградили «Азов», перешел к «Памяти Азова». Все это должно было напомнить об исторической роли России в освобождении Греции от турецкого господства.

Что же касается серебряной дудки, то о предложении королевы эллинов доложили в Главный морской штаб. Там озаботились содержанием предполагаемой надписи. В результате командир строящегося фрегата Ломен уточнил, что ее выполнят по-русски, а содержание будет следующим: на одной стороне – «От Шефа второго флотского экипажа Е. В. Королевы Эллинов Ольги Константиновны», на другой – «Боцману фрегата Память Азова». Дело дошло до государя императора, который наложил резолюцию: «Весьма любезно. Надо вырезать год».

29 октября 1887 года управляющий Морским министерством вице-адмирал И. А. Шестаков в предписании главному командиру Кронштадтского порта указал, что «на дудке следует вырезать год спуска фрегата на воду и передать дудку боцману в день спуска». Он состоялся 20 мая 1888 года в присутствии императора. Все моряки фрегата принадлежали ко 2-му «Ее Величества Королевы Эллинов флотскому экипажу».

Кораблю не довелось поучаствовать в сражениях. В 1890 – 1891 годах на нем совершил плавание на Дальний Восток цесаревич Николай Александрович – будущий император Николай II. В сентябре 1892 года «Память Азова», уже более полугода числившийся в качестве броненосного крейсера 1-го ранга, участвовал в испанском Кадисе в торжествах по случаю 400-летия открытия Америки, а в октябре 1893 года в составе русской эскадры посетил Тулон – в рамках заключения франко-русского союза.

Затем корабль вошел в состав Тихоокеанской эскадры, участвовал в передаче России Порт-Артура, потом вернулся на Балтику. Во время первой русской революции на судне случился бунт: в ночь на 20 июля 1906 года мятежники убили командира крейсера капитана 1-го ранга А. Г. Лозинского. После того как беспорядки были подавлены, крейсер переименовали в «Двину».

В годы Первой мировой войны он служил плавбазой подводных лодок. После Февральской революции Морское министерство издало указ «О возвращении названий кораблям, отнятым у них за революционные выступления», и «Память Азова» получил свое прежнее имя.

В 1918 году корабль был флагманским при обеспечении Ледового похода российского флота из Гельсингфорса в Кронштадт. Затем крейсер находился в Кронштадте, где 19 августа 1919 года был поврежден в ходе атаки английских торпедных катеров. Следующие несколько лет корабль в полузатопленном виде лежал на дне Кронштадтской гавани. В конце 1923 года его подняли, некоторое время использовали как склад, но в 1925 году официально исключили из списка РККФ и затем разобрали на металл...

В Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого есть две боцманские серебряные дудки: одна из них принадлежала боцману американского флота, другая – генерал-адмиралу великому князю Алексею Александровичу. А вот той, что королева эллинов подарила боцману фрегата «Память Азова», нет. Очевидно, ее следы затерялись после революционного 1917 года.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #флот #корабли

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (7016) от 24.09.2021 под заголовком «Дудка для боцмана».


Комментарии