Дорогой благодетель. Чем был знаменит один из лучших портных Петербурга?

Похоже, фотографу, имя которого нам, к сожалению, неизвестно, очень хотелось, чтобы снимок получился как можно более естественным. Но, чтобы добиться четкого изображения, людям надо было замереть по крайней мере на несколько секунд. Что мы здесь и видим. Кадр был сделан в Петрограде во время Первой мировой войны: происходит благотворительная акция - сбор посылок в действующую армию. Обратите внимание на надписи на уже запакованных ящиках: «Действующая армия. 4-й Финляндский ст. полк. Солдатам - Катун».

Дорогой благодетель. Чем был знаменит один из лучших портных Петербурга? | Благотворительные акции по сбору вещей и продуктов для фронта были распространенным явлением преимущественно в начале Первой мировой войны. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Благотворительные акции по сбору вещей и продуктов для фронта были распространенным явлением преимущественно в начале Первой мировой войны. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Александр Иванович Катун - модный в ту пору в столице портной экстра-класса. Среди его клиентов были весьма известные в Петербурге персоны, в том числе Федор Шаляпин и Александр Куприн.

Кстати, сам Катун запечатлен в правой части снимка: статный господин, стоящий за столом. Он деловито кладет печенье в большой бумажный пакет, на котором отчетливо можно прочитать название фабрики: «Жорж Борман». Слева - супруга Александра Ивановича, она упаковывает что-то в пакет меньшего размера.

Фотография эта из собрания Константина Васильевича Аккуратова, много лет занимавшего должность главного художника Центрального военно-морского музея.

- Мой отец в юности был хорошо знаком с Александром Катуном, - поясняет дочь Аккуратова Наталия Константиновна. - В его квартире в доме № 10 на тогдашней Николаевской улице (ныне ул. Марата) он поселился, приехав в 1903 году из своего родного Петрозаводска. Тут он познакомился со многими деятелями культуры.

Кстати, возвращаясь к сюжету снимка: сохранился и ответ Катуну из полка. Приводим в орфографии оригинала: «1915-го января 4-го дня здравствуйте Дорогой благодетель кланяюсь я Вам Много Много раз остаюсь я Вами много доволен за все подарки которые мы от вас получили. Дорогой Благодетель Желаю я Вам от всей своей души всего хорошего и доброго Вам здравия...».

Есть в собрании Константина Аккуратова и еще один любопытный документ, имеющий отношение к Катуну: датированная 1912 годом фотография актера императорских театров Николая Ходотова с посвящением Александру Ивановичу: «Каждый художник должен быть рабочим... Но в то же время и каждый рабочий должен быть художником».

«Дорогой земляк, Александр Иванович! - добавлял Ходотов. - Пусть эти строки из моего обожаемого Рёскина (английский писатель, теоретик искусства. - Ред.) послужат Вам моим искренним уважением к Вашему достойному похвалы труду...».

- Ходотов родился в Петрозаводске, стало быть, судя по тексту письма, и Катун тоже был оттуда родом, - говорит Аккуратова. - Поэтому теперь мне понятно, что мой отец совсем не случайно попал в жильцы именно к Александру Ивановичу. С ним, кстати, был дружен и старший брат моего отца Александр Васильевич Аккуратов, у которого была своя лавка в Гостином дворе. Ведь все они из Петрозаводска...

Про Александра Катуна известно не так много. В Интернете можно найти его брошюру «За 25 лет» - по сути дела, отчет о творческой деятельности. «С письмами и автографами Л. Н. Толстого» - гласит подзаголовок. Катун действительно побывал у писателя в «Ясной Поляне» в феврале 1910 года.

На одной из страниц книги - коллективная благодарность Катуну, подписанная великосветскими дамами: список открывает автограф княгини Волконской. Они благодарили Катуна за созданную им «небывалую в художественной литературе» книгу «Портной». Речь о вышедшем в свет в 1907 году «первом российском художественном альбоме - учебнике шитья дамского и мужского платья», включавшем 320 «практически-наглядных» рисунков.

На соседней странице - фотография Елизаветы Куприной, жены писателя, а ниже ее слова: «Александру Ивановичу Катуну на память за внимательное отношение и прекрасное исполнение заказов». Тот действительно был очень дружен с семейством Куприных. Когда писатель с женой в 1937 году вернулись в СССР из эмиграции, первое время они жили у Катуна - все там же, на улице Марата.

Согласно книге памяти «Ленинград. Блокада. 1941 - 1944», Александр Иванович Катун умер в декабре 1941 года. Место его захоронения неизвестно...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #мода #одежда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 032 (6630) от 21.02.2020 под заголовком «Дорогой благодетель».


Комментарии