«Кухня» балетмейстера

28 марта в Российском государственном историческом архиве откроется документальная выставка «Созвездие русского балета», посвященная 200-летию со дня рождения хореографа, балетмейстера императорских санкт-петербургских театров и педагога Мариуса Ивановича Петипа. Наш собеседник - куратор выставки Татьяна БОГДАНОВА.

 «Кухня» балетмейстера | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- В Россию 29-летний Мариус Петипа, довольно известный французский танцовщик и балетмейстер, приехал в 1847 году по приглашению директора императорских театров Александра Гедеонова. Среди документов, представленных на выставке, - первый контракт, заключенный между дирекцией императорских театров и Мариусом Ивановичем на один год. А в итоге он служил российскому балету более полувека при четырех российских императорах.

Первый серьезный успех пришел к Петипа в 1862 году, когда он создал по популярной повести Теофиля Готье «Роман мумии» свой первый монументальный балет - «Дочь фараона».

В РГИА хранятся подлинные балетмейстерские записи - детали «творческой кухни» балетмейстера. Когда Мариус Петипа приступал к сочинению балета, он расставлял фигурки на столе, вырезанные из картона, которые изображали танцовщиков и танцовщиц, находил наиболее удачный рисунок и зарисовывал композицию. Танцовщиков он отмечал крестиками, кружочками танцовщиц, а стрелками показывал хореографические переходы. В экспозиции представлены черновые наброски и зарисовки Петипа к постановкам различных балетов.

В рецензии на балет Петипа «Дон Кихот» есть упоминание, что на сцену в роли Росинанта выходил настоящий конь, что очень веселило публику. Причем подобный ввод животного в балетный спектакль не был исключением. Среди материалов выставки - документы о выделении ежемесячно денег для прокорма козы, которая участвовала в балете «Эсмеральда», и о содержании осла для балета «Дон Кихот» «с платою по 200 рублей за сезон».

Думаю, вызовут также интерес подлинные костюмы из его самых известных балетов - «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Дон Кихот». Интересны документы, связанные с учениками и сослуживцами Петипа, среди которых Александр Горский, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, - письма, фотографии, рапорты режиссеров балетной труппы о курьезных случаях на репетициях. Например, о штрафах за посторонние разговоры во время репетиций, об изменении сценических костюмов по усмотрению балетных артистов и прочих мелких нарушениях театральной дисциплины.

Примечательно, что Мариус Петипа только в 1894 году принял российское подданство. Его примеру последовали его дети, всего у него их было девять. Семь из них продолжили семейную традицию и служили в императорских театрах, все это нашло отражение в экспозиции. Кстати, обе жены балетмейстера, Мария Суровщикова и Любовь Савицкая, были талантливыми русскими балеринами.

#Петипа #русский балет #200 лет

Материалы рубрики

Комментарии