«Кухня» балетмейстера

28 марта в Российском государственном историческом архиве откроется документальная выставка «Созвездие русского балета», посвященная 200-летию со дня рождения хореографа, балетмейстера императорских санкт-петербургских театров и педагога Мариуса Ивановича Петипа. Наш собеседник - куратор выставки Татьяна БОГДАНОВА.

 «Кухня» балетмейстера | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- В Россию 29-летний Мариус Петипа, довольно известный французский танцовщик и балетмейстер, приехал в 1847 году по приглашению директора императорских театров Александра Гедеонова. Среди документов, представленных на выставке, - первый контракт, заключенный между дирекцией императорских театров и Мариусом Ивановичем на один год. А в итоге он служил российскому балету более полувека при четырех российских императорах.

Первый серьезный успех пришел к Петипа в 1862 году, когда он создал по популярной повести Теофиля Готье «Роман мумии» свой первый монументальный балет - «Дочь фараона».

В РГИА хранятся подлинные балетмейстерские записи - детали «творческой кухни» балетмейстера. Когда Мариус Петипа приступал к сочинению балета, он расставлял фигурки на столе, вырезанные из картона, которые изображали танцовщиков и танцовщиц, находил наиболее удачный рисунок и зарисовывал композицию. Танцовщиков он отмечал крестиками, кружочками танцовщиц, а стрелками показывал хореографические переходы. В экспозиции представлены черновые наброски и зарисовки Петипа к постановкам различных балетов.

В рецензии на балет Петипа «Дон Кихот» есть упоминание, что на сцену в роли Росинанта выходил настоящий конь, что очень веселило публику. Причем подобный ввод животного в балетный спектакль не был исключением. Среди материалов выставки - документы о выделении ежемесячно денег для прокорма козы, которая участвовала в балете «Эсмеральда», и о содержании осла для балета «Дон Кихот» «с платою по 200 рублей за сезон».

Думаю, вызовут также интерес подлинные костюмы из его самых известных балетов - «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Дон Кихот». Интересны документы, связанные с учениками и сослуживцами Петипа, среди которых Александр Горский, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, - письма, фотографии, рапорты режиссеров балетной труппы о курьезных случаях на репетициях. Например, о штрафах за посторонние разговоры во время репетиций, об изменении сценических костюмов по усмотрению балетных артистов и прочих мелких нарушениях театральной дисциплины.

Примечательно, что Мариус Петипа только в 1894 году принял российское подданство. Его примеру последовали его дети, всего у него их было девять. Семь из них продолжили семейную традицию и служили в императорских театрах, все это нашло отражение в экспозиции. Кстати, обе жены балетмейстера, Мария Суровщикова и Любовь Савицкая, были талантливыми русскими балеринами.

#Петипа #русский балет #200 лет

Материалы рубрики

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».