«Кухня» балетмейстера

28 марта в Российском государственном историческом архиве откроется документальная выставка «Созвездие русского балета», посвященная 200-летию со дня рождения хореографа, балетмейстера императорских санкт-петербургских театров и педагога Мариуса Ивановича Петипа. Наш собеседник - куратор выставки Татьяна БОГДАНОВА.

 «Кухня» балетмейстера | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- В Россию 29-летний Мариус Петипа, довольно известный французский танцовщик и балетмейстер, приехал в 1847 году по приглашению директора императорских театров Александра Гедеонова. Среди документов, представленных на выставке, - первый контракт, заключенный между дирекцией императорских театров и Мариусом Ивановичем на один год. А в итоге он служил российскому балету более полувека при четырех российских императорах.

Первый серьезный успех пришел к Петипа в 1862 году, когда он создал по популярной повести Теофиля Готье «Роман мумии» свой первый монументальный балет - «Дочь фараона».

В РГИА хранятся подлинные балетмейстерские записи - детали «творческой кухни» балетмейстера. Когда Мариус Петипа приступал к сочинению балета, он расставлял фигурки на столе, вырезанные из картона, которые изображали танцовщиков и танцовщиц, находил наиболее удачный рисунок и зарисовывал композицию. Танцовщиков он отмечал крестиками, кружочками танцовщиц, а стрелками показывал хореографические переходы. В экспозиции представлены черновые наброски и зарисовки Петипа к постановкам различных балетов.

В рецензии на балет Петипа «Дон Кихот» есть упоминание, что на сцену в роли Росинанта выходил настоящий конь, что очень веселило публику. Причем подобный ввод животного в балетный спектакль не был исключением. Среди материалов выставки - документы о выделении ежемесячно денег для прокорма козы, которая участвовала в балете «Эсмеральда», и о содержании осла для балета «Дон Кихот» «с платою по 200 рублей за сезон».

Думаю, вызовут также интерес подлинные костюмы из его самых известных балетов - «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Дон Кихот». Интересны документы, связанные с учениками и сослуживцами Петипа, среди которых Александр Горский, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, - письма, фотографии, рапорты режиссеров балетной труппы о курьезных случаях на репетициях. Например, о штрафах за посторонние разговоры во время репетиций, об изменении сценических костюмов по усмотрению балетных артистов и прочих мелких нарушениях театральной дисциплины.

Примечательно, что Мариус Петипа только в 1894 году принял российское подданство. Его примеру последовали его дети, всего у него их было девять. Семь из них продолжили семейную традицию и служили в императорских театрах, все это нашло отражение в экспозиции. Кстати, обе жены балетмейстера, Мария Суровщикова и Любовь Савицкая, были талантливыми русскими балеринами.

#Петипа #русский балет #200 лет

Материалы рубрики

29 Декабря, 07:35
Правдивая душа

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...