Капли царской крови
«Разбуженная Россия» - так называется выставка в Доме ученых на Дворцовой наб., 26, посвященная 200-летию со дня рождения императора Александра II. Само здание, бывший дворец великого князя Владимира Александровича, хранит память о царе-освободителе, поскольку было построено для его сына по государственному заказу и при прямом участии Александра II.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Как отмечает куратор выставки хранитель дворца Ирина Хмельницкая, ни один император не был столь ненавидим после революции, как Александр II: практически все памятники ему были уничтожены. Уцелели тогда только два за пределами России: в Хельсинки и Софии. Их поставили в свое время благодарные финны (за дарованные им права и привилегии) и болгары (за освобождение от турецкого владычества).
Среди экспонатов выставки - реликвии 1 марта 1881 года: щепки, осколки от стекол и фрагменты шелковой обивки кареты, в которой находился Александр II в момент рокового покушения. А еще - вырванный взрывом клок ватной подкладки шинели с каплями крови императора. Эти предметы подобрал на месте трагедии молодой конногвардейский офицер Дмитрий Трепов - впоследствии, в 1905 году, столичный генерал-губернатор и дворцовый комендант Николая II. Реликвии хранились в его семье, а потом были вывезены потомками за границу.
Вернул реликвии в Россию петербургский историк и коллекционер Дмитрий Матлин, потомственный морской офицер. Все экспонаты на выставке - из его собрания. По его словам, в детстве отец всегда рассказывал ему о судьбе Александра II, когда они проходили с ним мимо Спаса-на-Крови. Это зародило интерес, который стал делом всей жизни. На протяжении уже более четверти века Дмитрий Матлин возглавляет Александровское историческое общество, которое занимается увековечением памяти царя-реформатора. В нынешнем году оно восстанавливает два памятника Александру II - в городе Гдове Псковской области и Емецке Архангельской.
Материалы рубрики
Российское викторианство. Почему благополучные времена Александра III привели страну к краху
В Русском музее открылась выставка об Александре III
Международная конференция к 155-летию судебной реформы Александра II прошла в Петербурге
Финская дача императора. Как отдыхал Александр III
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии