Святой дух в Мраморном зале
Общим праздником музейного сообщества стала выставка «200 лет начала строительства Исаакиевского собора», которая открылась в Мраморном зале Российского этнографического музея. Она создана на основе фондов музея-памятника «Исаакиевский собор» при участии ведущих музеев и архивов Петербурга и Москвы.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Хронологически выставка посвящена событиям первой половины XIX века. Она начинается с офорта Габриэля Людвига Лори и Матиаса Габриэля Лори «Вид праздника 12 мая 1803 года», на котором изображен наплавной мост через Неву. Он был расположен в створе Исаакиевского собора, построенного по проекту Антонио Ринальди. Через шесть лет Александр I принял решение о капитальной перестройке храма. Завершают выставку иконы - «клейма» из царских врат, созданные в 1840 - 1850-е годы художниками Хозроем Дузи, Тимофеем Неффом и Николаем Майковым, позже замененные на мозаики и ныне хранящиеся в фондах музея.
При входе на выставку посетителей встречает сам Огюст Монферран. Этот бюст, отлитый в 1850 году по эскизу скульптора Ивана Витали, повторяет изображение архитектора на фронтоне западного портика, где он предстает в образе античного атлета, держащего в руках модель собора.
Как пояснила «Санкт-Петербургским ведомостям» Юлия Ушкова, куратор выставки, наибольший интерес представляют три большие иконы кисти Неффа - «Богоматерь с младенцем», «Святая Екатерина» и «Апостол Павел», отреставрированные в 2017 - 2018 годах и впервые представленные широкой публике. Важная особенность икон - объемные фоны, созданные из речного песка с золочением.
У зрителей появилась редкая возможность увидеть медную скульптуру голубя (символ Святого Духа), снятую из-под купола собора на время реставрации фонарика. Снизу птица выглядит небольшой. На самом деле размах ее крыльев - два метра.
Ушкова также обращает наше внимание на архивный документ - вид на жительство в России, выданный Монферрану в 1816 году. Тогда не было фотографии, документ ограничен словесным описанием: светлые волосы, курносый нос, веснушки...
Датой начала строительства считается 4 марта 1818 года, когда Комиссия по строению Исаакиевского собора постановляет: «к производству строения приступить немедленно».
На выставке представлены литографии, сделанные разными художниками по рисункам Монферрана и изданные двумя альбомами в Петербурге и Париже еще до завершения строительства собора. Это и «Выгрузка колонн на набережной возле Адмиралтейства», «План расположения свай», «Вид механизма для перемешивания цемента», «Плотники за работой»... Известно, что 12 тысяч сосновых свай забивали в течение пяти лет копрами на конной тяге. На редкой акварели 1820-х годов показан разрез фундаментов и подвалов с расположением свай. Фотография 1853 года показывает, что тогда весь нынешний сквер с южной стороны от собора был занят мастерскими по обработке камня. Графические материалы дополнены объектами - фрагментом золоченого аканта, стальным крепежом, кирпичами, «пробкой» - керамическим элементом утеплительного слоя купола.
Впервые показаны так называемые реставрационные схемы - это большие «картоны», на которых в 1950-е годы художники-реставраторы Яков Казаков, Юрий Шитов, Владимир Корбан и их коллеги зафиксировали состояние росписей и мозаик перед первой большой реставрацией.
Ушкова соглашается с нами, что монферрановские альбомы необходимо переиздать, причем в недорогом формате, но обязательно снабдив иллюстрации комментариями. И в этом деле музей надеется на помощь меценатов. В планах самого музея-памятника «Исаакиевский собор» продолжение выставочного проекта с рассказом о событиях с 1858 года - времени освящения храма и до наших дней.
Выставка в Мраморном зале работает по 1 апреля без выходных. Вход свободный.
Материалы рубрики
В Мраморном дворце работает выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
Выставка «Игра и страсть в русском изобразительном искусстве XVIII – XX вв.» открылась в Мурманске
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии