Святой дух в Мраморном зале

Общим праздником музейного сообщества стала выставка «200 лет начала строительства Исаакиевского собора», которая открылась в Мраморном зале Российского этнографического музея. Она создана на основе фондов музея-памятника «Исаакиевский собор» при участии ведущих музеев и архивов Петербурга и Москвы.

 Святой дух в Мраморном зале | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Хронологически выставка посвящена событиям первой половины XIX века. Она начинается с офорта Габриэля Людвига Лори и Матиаса Габриэля Лори «Вид праздника 12 мая 1803 года», на котором изображен наплавной мост через Неву. Он был расположен в створе Исаакиевского собора, построенного по проекту Антонио Ринальди. Через шесть лет Александр I принял решение о капитальной перестройке храма. Завершают выставку иконы - «клейма» из царских врат, созданные в 1840 - 1850-е годы художниками Хозроем Дузи, Тимофеем Неффом и Николаем Майковым, позже замененные на мозаики и ныне хранящиеся в фондах музея.

При входе на выставку посетителей встречает сам Огюст Монферран. Этот бюст, отлитый в 1850 году по эскизу скульптора Ивана Витали, повторяет изображение архитектора на фронтоне западного портика, где он предстает в образе античного атлета, держащего в руках модель собора.

Как пояснила «Санкт-Петербургским ведомостям» Юлия Ушкова, куратор выставки, наибольший интерес представляют три большие иконы кисти Неффа - «Богоматерь с младенцем», «Святая Екатерина» и «Апостол Павел», отреставрированные в 2017 - 2018 годах и впервые представленные широкой публике. Важная особенность икон - объемные фоны, созданные из речного песка с золочением.

У зрителей появилась редкая возможность увидеть медную скульптуру голубя (символ Святого Духа), снятую из-под купола собора на время реставрации фонарика. Снизу птица выглядит небольшой. На самом деле размах ее крыльев - два метра.

Ушкова также обращает наше внимание на архивный документ - вид на жительство в России, выданный Монферрану в 1816 году. Тогда не было фотографии, документ ограничен словесным описанием: светлые волосы, курносый нос, веснушки...

Датой начала строительства считается 4 марта 1818 года, когда Комиссия по строению Исаакиевского собора постановляет: «к производству строения приступить немедленно».

На выставке представлены литографии, сделанные разными художниками по рисункам Монферрана и изданные двумя альбомами в Петербурге и Париже еще до завершения строительства собора. Это и «Выгрузка колонн на набережной возле Адмиралтейства», «План расположения свай», «Вид механизма для перемешивания цемента», «Плотники за работой»... Известно, что 12 тысяч сосновых свай забивали в течение пяти лет копрами на конной тяге. На редкой акварели 1820-х годов показан разрез фундаментов и подвалов с расположением свай. Фотография 1853 года показывает, что тогда весь нынешний сквер с южной стороны от собора был занят мастерскими по обработке камня. Графические материалы дополнены объектами - фрагментом золоченого аканта, стальным крепежом, кирпичами, «пробкой» - керамическим элементом утеплительного слоя купола.

Впервые показаны так называемые реставрационные схемы - это большие «картоны», на которых в 1950-е годы художники-реставраторы Яков Казаков, Юрий Шитов, Владимир Корбан и их коллеги зафиксировали состояние росписей и мозаик перед первой большой реставрацией.

Ушкова соглашается с нами, что монферрановские альбомы необходимо переиздать, причем в недорогом формате, но обязательно снабдив иллюстрации комментариями. И в этом деле музей надеется на помощь меценатов. В планах самого музея-памятника «Исаакиевский собор» продолжение выставочного проекта с рассказом о событиях с 1858 года - времени освящения храма и до наших дней.

Выставка в Мраморном зале работает по 1 апреля без выходных. Вход свободный.

#Исаакиевский собор #200 лет #выставка

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.