Француз с русской душой

Вчера, 11 марта, в честь 200-летия со дня рождения Мариуса Петипа на здании Академии русского балета имени Вагановой открыли мемориальную доску. Надпись на ней гласит: «Здесь с 1847 по 1905 год служил во славу русского балета Мариус Иванович Петипа».

Француз с русской душой | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Классический русский балет, который до сих пор почитают лучшим в мире, обязан ему многим, если не всем. Рудольф Нуреев сравнивал его балеты с драгоценными камнями.

По воспоминаниям современников Мариуса Петипа, на репетициях он был суров. «Послюшь, ma belle, ти дансуй, как мой кухар...» Помнил свое собственное детство, когда отец во время уроков танца сломал о его руки не один смычок.

«Балет - серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота», - говорил Петипа.

И добивался совершенства. Всего Мариус Иванович за время работы в Петербурге (без малого шестьдесят лет!) поставил 64 собственных балета, перенес десятки балетов других хореографов, сочинил около 50 танцевальных «вставок» для опер.

Празднование 200-летия великого француза, отдавшего свой талант России, растянется на целый год и пройдет во многих городах.

Петербург - один из главных центров юбилейных торжеств. В Мариинском театре уже начался балетный марафон в честь хореографа. Открылся он «музейным» спектаклем - реконструкцией балета «Спящая красавица». В XX веке балет, как и многие другие работы Петипа, часто «перекраивали». Сергей Вихарев расшифровал записи, сделанные режиссером Императорского балета Николаем Сергеевым, которые хранятся в архиве Гарвардского университета. И создал аутентичную версию балета. «Спящая красавица» Петипа ожила спустя век, подобно тому, как очнулась от сна героиня этой сказки.

На Новой сцене Мариинского 22 и 24 марта свою версию балета «Спящая красавица» покажет труппа Приморской сцены Мариинского театра.

На исторической и Новой сценах покажут также «Лебединое озеро» Чайковского - совместную работу Петипа и его ученика Льва Иванова. Премьера постановки Иванова состоялась в 1877 году. Балет не имел успеха. Спустя 17 лет при деятельном участии Петипа была создана новая версия. Он ввел, к примеру, партию Черного лебедя. Балет засверкал и до сих пор считается одним из символов русской балетной школы. Публика увидит также «Дон Кихота» и «Баядерку» Минкуса, «Жизель» Адана, «Пахиту» Дельдевеза.

«Почти пятьдесят лет возглавлял Петипа труппу Мариинского театра и сделал ее едва ли не лучшей труппой всех времен, а главное - создал репертуар, который сегодня является базовым для любого балетного театра, с которым можно хоть сколько-нибудь считаться», - сказал в интервью ТАСС художественный руководитель Мариинского театра народный артист России Валерий Гергиев.

В петербургском Музее театрального и музыкального искусства в ноябре откроют выставку «Петипа. Танцемания». Это международный выставочный проект, в котором участвуют Музей Виктории и Альберта (Великобритания), Национальный центр сценического костюма (Франция), Стокгольмский музей танца (Швеция).

Идут работы по реставрации надгробия Мариуса Петипа в Александро-Невской лавре. Неподалеку от Мариинского театра планируют открыть сквер Мариуса Петипа.

Француз с русской душой оставил потомкам свои мемуары. Они завершаются словами благодарности и любви в адрес России: «Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни... Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем».

#200 лет #Мариус Петипа #мемориальная доска

Комментарии