​​Всем стоять! История о Глазунове с трамвайным билетом №1

«Особый почет лорд-мэру оказывается на территории Лесного — местности земской. Какой же почет должен быть оказываем городскому голове при его проезде по улицам избравшей его столицы? Надо ожидать, что скоро будет издано распоряжение о том, чтобы при проезде Глазунова все обыватели столицы становились во фронт!» — язвительно замечал летом 1910 года репортер «Петербургской газеты».

​​Всем стоять! История о Глазунове с трамвайным билетом №1 | ФОТО Yash Bhargava on Unsplash

ФОТО Yash Bhargava on Unsplash

Речь шла о городском голове Илье Ивановиче Глазунове (он занимал эту должность с 1910-го по 1913 год), которого многие горожане упрекали в барских замашках и элементарной нескромности. Он часто служил объектом едкого злословия и со стороны тружеников пера, правда, надо признаться, относился к этим выпадам достаточно спокойно.

Газетчики отмечали, что по сравнению с предыдущим городским головой Николаем Резцовым, «скромным деятелем демократической складки», Глазунов отличался совершенно иными повадками. Порой это приводило к комическим ситуациям. Особенно шумной получилась история с трамвайным билетом № 1.

Открывая в 1907 году движение электрического трамвая, Городская дума постановила: не давать никому ни одного бесплатного и почетного билета. Однако, когда городским головой стал Глазунов, трамвайная комиссия из кожи вон лезла, чтобы выразить новому шефу свое почтение. С этой целью она изготовила для него почетный билет на бесплатный проезд по линиям городского электрического трамвая.

На билете значился очередной номер, соответствовавший регистрационной книге. Но, о ужас! — он оказался двузначным. Это вызвало гнев нового «отца города»: «Позвольте, почему не первый? Я не хочу быть ни вторым, ни десятым, ни сотым. Мне нужен билет номер один!».

Комиссия долго думала, как быть, пока одного из ее членов не осенила гениальная мысль: а почему не может быть два первых номера? Уже через день Глазунову торжественно вручили билет за номером 1.

Правда, своим правом Глазунов едва ли пользовался: ему было совершенно не с руки толкаться на трамвайных площадках. Более того, общественный транспорт останавливали, дабы обеспечить «зеленую улицу» новому городскому голове.

В июле 1910 года газетчики обсуждали случай, произошедший в ближайшем пригороде — Лесном, где Глазунов жил на даче. Городской голова в экипаже ехал к себе домой по 2‑му Муринскому проспекту, а в это время по Большой Объездной улице (ныне ул. Орбели), пересекавшей проспект, двигался поезд паровой железной дороги. Завидев мощную и властную фигуру городского головы, стрелочник тотчас же выставил красный фонарь и остановил поезд, хотя до перекрестка ему было еще далеко. Когда начальство проехало, милостиво ответив на поклон стрелочника, тот разрешил паровику продолжать движение.


#история #лорд #трамвай

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (7512) от 29.09.2023 под заголовком «​​Всем стоять!».


Комментарии