Хинкальную обязали заменить вывеску после жалобы петербуржца

Веселая история. В региональное антимонопольное ведомство поступила жалоба от горожанина. Он возмущался тем, что реклама на заведении общепита недостоверна.

Хинкальную обязали заменить вывеску после жалобы петербуржца | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

На вывеске было начертано, что, мол, здесь вы можете отведать лучшие хинкали в городе. Но горожанин в своем обращении в УФАС заявил, что пробовал он те хинкали и может сказать определенно, что едал и получше. Обращение стало поводом для серьезного разбирательства. Антимонопольщики сверили содержание вывески и федерального закона «О рекламе» и пришли к выводу, что вывеска противоречит закону.

Однако в содержащихся в нем общих требованиях к рекламе не так-то просто найти то (или те), которое нарушили коммерсанты, придумав свою нехитрую рекламу.

«Содержит некорректные сравнения с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями»? Непохоже.

«Порочит честь и достоинство конкурента»? Тоже не то.

Ну разве что пункт 4: «Является актом недобросовестной конкуренции».

А в УФАС Петербурга утверждают, что нарушен пункт, запрещающий говорить о преимуществах рекламируемого товара перед другими... Можно спутать с «некорректным сравнением», но это все же разные пункты. Очевидно, многие путались, поэтому потребовалось разъяснение пленума Высшего арбитражного суда РФ, который тоже весьма путано определил, что, дабы избежать рекламирования своих преимуществ, не надо употреблять слова «лучший», «первый», «номер один». А если уж употребили, то требуется пояснить, по каким параметрам «лучшие».

В связи с этим есть несколько идей для злополучной хинкальной. Написать на вывеске «Мы номер один на этой улице». Или: «По числу складок-морщинок наши хинкали занимают третье место в городе». Найдется ли тогда горожанин, который возьмется считать складочки теста во всех заведениях грузинского общепита, доводя тем самым требования закона до полного абсурда?

Похоже, наше УФАС все же действовало в рамках здравого смысла. Поскольку не оштрафовало коммерсантов на 100 – 500 тысяч рублей, как о том говорит КоАП, а всего лишь потребовало заменить вывеску на более скромную. Все же закон есть закон, какие бы вопросы ни вызывало его содержание.

Надо сказать, что с достоверностью и добросовестностью рекламы все очень непросто. Кому, скажите, мешает «Первая мебельная фабрика» или «Строительная компания № 1»? Или, скажем, огромными буквами – «Квартира вашей мечты в Шушарах». (Бывали мы в тех Шушарах. Нет у нас никакой такой мечты...) Нет человека, который не считал бы, что все это фигуры речи, звонкие фразы. В общем – реклама надоедливая, но безобидная.

А вот еще одна забавная история. Случилась она не в Петербурге, а в Волгограде. Однако повлияла на всю страну.

Волгоградское УФАС завело дело в отношении оператора мобильной связи. И тоже по требованию гражданина-заявителя, которому не понравилось слово «тарифище» на постерах. Ну и пожаловался. Оператору вменили недостоверность и сокрытие существенной информации. Антимонопольщики сочли, что в слове «тарифище» содержится намек на то, что тариф действует на всей территории России, в то время как он не действовал в Крыму, расположенном вне зоны покрытия данного оператора.

Материалы дела затребовала центральная ФАС. Рассмотрев их, она согласилась с волгоградскими коллегами... Постеры демонтировали по всей России.

Отдельная категория дел – разнообразные неприличности, которые оскорбляют чувства петербуржцев. Нынешним летом УФАС разбиралось с жалобой граждан, которые возмутились, увидев на кафе вывеску «Утром стоит. Стоит заглянуть к нам на завтрак». Надпись сопровождалась изображением сосиски с яичницей из двух яиц.

Возмущение было понято и разделено: мол, культурная столица, позор... И надпись, и сосиску демонтировали.

Была еще пара подобных случаев. Правда, под каток законодательства до кучи попал и ни в чем не повинный «Кебаб», у которого внезапно разлетелась на куски первая буква.

Слов нет, подобные вывески нужно убирать. Но тем не менее стоит упомянуть, что в первую очередь в культурной столице всем ветвям власти и всем федеральным управлениям неплохо бы сосредоточиться на главной беде города в области рекламы.

На напасть в виде тань, мань, ширин, шахнозы и прочих гюльчатаев с их любовью «24 на 7» и VIP-отдыхом. Они заполонили город. Они везде, как вирус: розовенькие, желтенькие, голубенькие... На асфальте, слоями – на стендах, на остановках, на столбах и на стенах домов. Их бьющее в глаза существование власти даже не констатируют, не упоминают, не выдвигают никаких идей, которые способствовали бы ликвидации этого позора. Гораздо более позорного, нежели неприличная сосиска или «лучшие» хинкали.

Одинаковый дизайн надписей, их изобилие говорят о том, что это именно вид рекламы, заказ на изготовление и размещение которой стабилен и чрезвычайно масштабен. И тем не менее в законе

«О рекламе» об этой ее форме – ни слова. Есть лишь упоминание в региональном законодательстве о несанкционированных надписях, нарушающих правила благоустройства или содержания фасадов жилых зданий. А это зона ответственности управляющих компаний.

Получается, что и законодатели, и исполнительная власть именно на жилищников возложили ответственность за самое, пожалуй, массовое нарушение норм морали и традиций города, который многие еще по старинке именуют культурной столицей. Ответственность за то нарушение (если не преступление), пресечь которое в течение многих лет не могут ни полиция, ни прокуратура, ни власти, ни УФАС. Ну что ж, вывесками общепита заниматься проще и интереснее. Во всяком случае веселее.

#реклама #УФАС #общепит #кафе и рестораны

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (6826) от 14.12.2020 под заголовком «Ширин с сосиской».


Комментарии