На отдыхе вкусно поесть: точек общепита в России заметно прибавилось

Количество заведений общепита за последние два года выросло на 9,6 % — с 174,5 тыс. компаний до 191,3 тыс. компаний.

На отдыхе  вкусно поесть: точек общепита в России заметно прибавилось | ФОТО Fabrizio Magoni on Unsplash

ФОТО Fabrizio Magoni on Unsplash

За это время открылось 78 тыс., а закрылось 61,6 тыс. организаций. При этом большинство закрытий пришлось на 2022 год (на 8,1 % больше, чем в 2023 году), а большинство открытий — на 2023 год (на 11,7 % больше, чем в 2022 году). То есть прошлый год оказался для общепита куда более удачным: если в 2022 году отрасль приросла на 2,9 %, то в 2023 году — уже на 6,5 %.

Положительную динамику показывали все форматы — рестораны, кафе и бары. Но если у кафе и баров рост более постепенный, то у ресторанов волнообразный: резкий скачок в 2023 году, когда открылись 9 тыс. новых компаний — в январе 2023 года их было 141,3 тыс., а в январе 2024‑го уже 150,3 тыс.

Наибольший рост показали кафе, которых за два года стало больше на 14 %. Количество ресторанов за это время увеличилось на 8,7 %, баров — на 7,6 %. Но ресторанов в стране, как и прежде, гораздо больше, чем баров и кафе: они занимают около 79 % рынка, при этом кафе — 16 %, бары — 6 %.

Больше всего точек общепита ожидаемо в Москве (21,6 тыс.), Московской области (11,6 тыс.), Краснодарском крае (11,3 тыс.), Санкт-Петербурге (11,1 тыс.) и Ростовской области (5,3 тыс.). А меньше всего заведений общественного питания в Ненецком автономном округе (30), Чукотском автономном округе (62), Ингушетии (145), Херсонской области (150).

Кстати, наблюдается интересная особенность: если в Москве и других крупных городах одно кафе успешно работает пару десятков лет, то в небольших регионах динамика обновления компаний выше.

«Многие точки общепита создаются на год-два до самоокупаемости и выхода на прибыль, после чего продаются и закрываются, так как новые собственники не имеют тех навыков управления, как создатели. Это распространенная бизнес-модель в регионах», — считает эксперт консалтинговой компании, предоставившей данные для аналитики.

Средний срок окупаемости проектов в общепите составляет 3 – 5 лет, но за 1 – 2 года можно понять потенциал заведения. Если первый владелец понимает, что перспективы так себе или просто устал от проекта, он выставляет бизнес на продажу. И если новый собственник — несведущий в ресторанном бизнесе, то дела идут плохо, нередко приходится все закрывать. Если же покупателем становится опытный ресторатор, он приводит своих клиентов, заведение получает второе дыхание. Бывает, что даже не приходится менять ни оборудование, ни интерьер, а гостей становится только больше.

Определенно на рынке есть оживление, считает президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. С одной стороны, сейчас россияне выбирают «местный» отдых. А вкусно поесть, пообщаться и отдохнуть хочется всегда. С другой стороны, действуют разные нацпроекты, которым предприимчивые головы ищут применение. Открыть ресторан — один из вариантов вложения. Таким образом, на рынке есть высокий спрос и развивается предложение.


#общепит #точки #рост

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 40 (7616) от 05.03.2024 под заголовком «На отдыхе вкусно поесть».


Комментарии