Приезжайте на здоровье! В России будут развивать медицинский туризм

«В ближайшем будущем мы должны увеличить количество принимаемых «медицинских» туристов в несколько раз», - заявил на встрече с журналистами в петербургском офисе ТАСС начальник отдела медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения городского комитета по здравоохранению Михаил Ремизов. Однако, даже каких туристов следует считать «медицинскими», до сих пор непонятно.

Приезжайте на здоровье! В России будут развивать медицинский туризм | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Вместе с тем ориентиры известны: согласно принятой правительством РФ госпрограмме «Развитие здравоохранения», к 2025 году Россия должна принимать 500 тыс. «медицинских» въездных туристов, которые станут привозить в ее экономику до 13 млрд рублей ежегодно. А в Петербурге новая программа развития туризма на период до 2023-го предусматривает, что определяемое в качестве одного из приоритетов медицинское направление вырастет в объемах в 2,5 раза (до 325 тыс. человек в год).

Но четкого определения и эффективной методики подсчета в этом случае нет - они еще только разрабатываются. «Нет и соответствующей точной статистики», - говорит Ремизов. А вот экспертные оценки все же имеются: считается, что в «реперном» 2017 году лечение в петербургских клиниках прошли 135 тыс. пациентов, прибывших как из российских регионов, так и из-за рубежа. Из обнародованного на недавнем заседании правительства Петербурга отчета системы ОМС следует, что в 2018-м «неместные» потратили на лечение в Петербурге 8,5 млрд рублей. Михаил Ремизов на встрече с журналистами назвал и другие цифры: по его данным, в 2017 году из-за рубежа лечиться в наш город приехали лишь 4650 человек. «А в 2019-м планируется достигнуть объема 8670», - заявил он.

Подтверждает скромные пока показатели перспективного направления и руководитель Дорожной клинической больницы РЖД в Петербурге Георгий Карапетян. «Да, у нас есть пациенты, которых можно отнести к категории «медицинских» туристов, - говорит он. - Однако в общем объеме обслуживаемых больницей они занимают лишь 3 - 3,5% - речь идет не более чем о 500 пациентах в год». При этом 90% «медицинских» туристов приходятся на русскоговорящих, а семеро из десяти приезжают в Петербург за медицинской помощью из стран ближнего зарубежья.

Способен ли Петербург оказывать медицинскую помощь и санаторные услуги на современном уровне? Сомнений в этом нет: высокотехнологичная помощь, которую готовы предложить в целом ряде медицинских учреждений города (как государственных, так и частных), пользуется популярностью. Например, количество заявок на процедуры экстракорпорального оплодотворения за последние 5 лет в Петербурге выросло более чем в десять раз. Стоматология, гинекология и урология, пластическая хирургия, офтальмология и некоторые другие направления тоже востребованы. И дело даже не в цене вопроса. «Нужно говорить не о том, что медицинские услуги у нас дешевле, чем в Европе, а об их качестве, - считает Георгий Карапетян. - Например, к нам часто обращаются за помощью в сфере реконструктивно-пластической хирургии, а эти услуги в клинике оказывают по среднеевропейским ценам. Зачастую пациент приезжает не с целью сэкономить, а с задачей получить высокое качество конечного результата. Как правило, он едет к конкретному доктору в клинику, где такую помощь способны оказать».

Чтобы обеспечить развитие направления, весной 2018 года в Петербурге создали городское Агентство медицинского туризма. Предполагалось, что именно оно станет своего рода «окном», благодаря которому любой «неместный» мог бы получить информацию по интересующей его теме.

«К способности предоставлять высокотехнологичную помощь нам надо добавить качественный менеджмент и маршрутизацию услуг, а также умение активно продвигать город на региональных и международном рынках», - говорили тогда в профильном комитете Смольного. Примерно то же самое повторяют сейчас и председатель профильной комиссии при Российском союзе туриндустрии на Северо-Западе Тамара Авдеева, и Георгий Карапетян. Они уверены - нужно объединять усилия, создавать конечный продукт и умело продвигать его на тех рынках, которые могут быть перспективны. «Некоторые компании уже начали принимать на работу менеджеров по медицинскому туризму, - замечает Тамара Авдеева. - Он интересен турбизнесу хотя бы потому, что может существенно повлиять на фактор сезонности, сгладив ее влияние».

Что тормозит развитие этого направления? Глава Агентства медицинского туризма Владимир Спирин сетует на то, что «специалистов, способных работать в этой сложной сфере, практически нет». А генеральный директор компании «Медассист» Людмила Староверова говорит, что «каким бы качественным ни был продукт, новичкам трудно, так как основу клиентуры в этой сфере туризма составляют постоянные клиенты». Статистика «Медассист» показывает: из ста запросов в сфере медицинского туризма в течение года реализуется всего шесть. А значит, эти услуги надо очень активно продвигать.

И с этим у нас тоже сложности. Да, на главном туристическом портале города www.visit-petersburg.ru/ru/ есть специальный раздел, посвященный лечебно-оздоровительному туризму. Однако представьте себе финна, который захотел поехать лечиться не в Эстонию, а в Петербург. На сайте элементарную информацию о медицинских и оздоровительных услугах на английском и других иностранных языках найти еще можно. Но стоит перейти по ссылке на адрес конкретной клиники или санатория - там без русского делать нечего. А переводчика под рукой нет...

Но не это, пожалуй, главное. «О каком-либо значимом межрегиональном медицинском туризме, если речь идет не о льготных категориях населения, говорить не приходится, - заявил недавно генеральный директор санатория «Сестрорецкий курорт» Михаил Горба. - У нас львиная доля контингента - жители Петербурга и Ленобласти, и все мои попытки привлечь москвичей или людей, живущих в Мурманской области, ни к чему не привели». По его оценке, виновата в этом стоимость дороги до места лечения, сопоставимая с затратами на медицинские услуги. «Были также попытки привлечь в санаторий жителей Израиля, - делится он. - Но из-за высокой стоимости перелета наши цены оказываются неконкурентоспособны по сравнению с предложениями Болгарии, Латвии или Чехии».

Если к этому добавить «тормоза» в виде необходимости получать визу (для многих иностранцев), языковой барьер и почти полное отсутствие готовых пакетных предложений по лечебной и медицинской части, желание финнов по-прежнему ездить для поправки здоровья в хорошо знакомую и готовую встретить их с распростертыми объятиями Эстонию можно понять. Пусть и подороже выходит, но зато без проблем.

Если в ближайшее время мы не сможем ослабить влияние этих «тормозов», упаковать наши весьма достойные медицинские услуги в пакет и умело представлять его на международном уровне, количество привлекаемых в Петербург медицинских туристов все так же будет оставаться на уровне нескольких десятков тысяч человек.

#медицинский туризм #туристы #здоровье

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (6471) от 02.07.2019 под заголовком «Приезжайте на здоровье!».


Комментарии