Завершается подготовка к открытию усадебного дома в музее-заповеднике «Парк «Монрепо»

Музей создан по инициативе академика Дмитрия Лихачева 35 лет назад. Уже в августе в Выборге начнет работу экспозиция, посвященная современной истории усадьбы «Монрепо».

Завершается подготовка к открытию усадебного дома в музее-заповеднике «Парк «Монрепо» | ФОТО Дмитрия СЕДОВА

ФОТО Дмитрия СЕДОВА

Десять лет ушло на реставрационные работы в усадебных постройках и парке, включая сложный этап проектирования. Было много жарких споров среди специалис­тов по деревянному зодчеству — как реставрировать усадебный дом и библиотечный флигель, которые были построены в 1804 году. Ландшафтные архитекторы дискутировали о том, на какое время ориентироваться, возрождая парк, — на начало XIX века или на более позднее, когда появилось много новых деревьев. Теперь это уже история академической науки.

С Александром Смирновым, директором музея-заповедника, мы идем от парадных ворот усадьбы до главного дома. Он показывает топиарный (специальным образом подрезанный) фруктовый сад, который плодоносит третий год. Система капельного полива с трех-четырех часов ночи снабжает водой липы, высаженные вдоль аллеи, ведущей к дому.

Смирнов поясняет, что самые сложные инженерные работы в парке не видны посетителю. Чтобы работала система полива оранжереи, сада, аптекарского огорода и деревьев в парке, под землю заложены километры водопровод­ных труб, а также две емкости по 30 кубометров каждая.

Строительные и реставрационные работы были полностью завершены в конце весны, сейчас идет прием на баланс музея нового хозяйства. Например, мощения общей площадью более тысячи квадратных метров. Пространство между усадебным домом и библио­течным флигелем покрыто булыжником и брусчаткой, там установлены сцена и скамьи для проведения концертов и спектаклей.

Останавливаемся, чтобы посмот­реть снаружи на оба здания. Сначала Смирнов кратко напоминает их историю в ХХ веке. Название флигеля не совсем отражало его назначение, в нем были также хозяйственные и жилые помещения. В 1916 году библиотека — 9 тысяч книг, которые собирались более 100 лет — была вывезена из «Мон­репо» по желанию семьи Николаи, владельцев усадьбы. После Великой Отечественной войны флигель приспособили под жилье (Наталья Тихомирова, старейший экскурсовод музея, работающая в нем с первого дня, выросла в этом доме) с коммунальными квартирами, что привело к перепланировкам и утратам.

Монрепо1Пр.jpg
ФОТО АВТОРА

До середины прошлого века усадебный дом использовался семьей Николаи как жилой, в 1950-е годы он стал детским садом. Дом переделывался меньше, чем флигель, но он сильно пострадал от пожара 1989 года и последующего запустения. Недавно музейщики призвали выборжан приносить личные фотографии, где видны фасады и интерьеры дома.

При проведении реставрации оба деревянных здания пришлось полностью разобрать, чтобы заменить сгнившие бревна на новые, их привезли из Архангельской области. На специально созданной площадке за пределами «Монрепо» была произведена контрольная сборка срубов, чтобы проверить, попадут ли они в исторические габариты фундаментов. Кстати, разборка позволила создать полноценные подземные этажи под обоими зданиями для размещения инженерных коммуникаций, необходимых для работы музея.

В итоге удалось сохранить около 40 процентов подлинных бревен начала XIX века и других деревянных конструкций.

В том числе часть досок обшивки, элементы декора в виде «шишечек» на фронтонах, а также некоторые оконные ставни с подлинными петлями, коваными гвоздями и отверстиями в виде стилизованных гроздей винограда. На одной ставне сохранился след от попадания осколка снаряда в годы ­войны. Любопытно, что несколько ставней в усадебном доме архитектор Джузеппе Антонио Мартинелли, автор проекта здания, установил внутри, как принято в Италии: не для предохранения стекол, а для защиты от солнца. Когда же выяснилось, что в нашем климате куда важнее обогрев дома, в нем появились 16 печей, но внутренние ставни остались на месте.

Монрепо3_Пр.jpg
ФОТО Дмитрия СЕДОВА

Смирнов показывает семь барельефов, украшающих фасад усадебного дома, — по две аллегории живописи, поэзии и скульптуры, а также центральный сюжет — аллегория музыки. На библиотечном флигеле — два барельефа с изображениями Юноны и Юпитера, Геракла и Омфалы. Все они воссозданы с использованием современных прочных материалов. Из гипсовых подлинников сохранились только по одной «живописи» и «поэзии», они займут место в будущей музейной экспозиции в усадебном доме.

Пока же в отреставрированных интерьерах двенадцати залов разместилась стендовая выставка об истории усадьбы «Монрепо» начиная с 1944 года и до наших дней. Уже в уютной прихожей гостей встречает подлинная печь Ракколаниокского завода начала ХХ века. Там же находятся сохранившиеся фрагменты орнаментальной росписи по штукатурке. Во время реставрации дома их аккуратно сняли и теперь вернули на свои места.

Из прихожей широкие двери ведут в большой зал, где сохранились расписной фриз с венками, капители с головами сатиров и две чугунные печи, изготовленные в начале ХХ века на заводе Генриха Мелдала в Дании. Сейчас обсуждается возможность воссоздания живописного плафона по сохранившейся иконографии. Большой зал предполагается использовать как концертный. В этом качестве он был опробован в мае во время «Ночи музеев». Музей приобрел рояль «Рениш» 1911 года и отреставрировал его.

В других залах установлены еще несколько изразцовых печей. Три из них, судя по рисунку декоративных элементов, могут быть датированы концом XVIII века, а значит, были сложены еще для дома выборгского наместника принца Вюртембергского. Уже позже дом перестраивался для Людвига Николаи. А еще две изразцовые печи из своей квартиры (они воспроизведены в каталоге Ракколаниокского завода рядом с печами, служившими в «Монрепо») подарила музею выборжанка Ирина Коновалова.

В подвале усадебного дома сохранился мощный фундамент одной из печей, сложенный на известковом растворе из больших камней. И это тоже предмет музейного показа. Впрочем, основное назначение этой части подвала — входная зона с гардеробом для посещения музея в холодное время. Летом в дом ведут еще четыре отдельных входа, что позволяет независимо использовать ­помещения для концертов, выставок, видеосъемок и других событий.

Что касается библиотечного флигеля, то там Смирнов показал замечательные печи, отделанные коричневыми изразцами гончарного завода «Або» начала ХХ века, и читальный зал, где воссоздан интерьер прошлого века с модными тогда обоями, создававшими иллюзию увеличения пространства, в духе художника Маурица Эшера.

Говоря о планах создания постоянной музейной экспозиции, Смирнов сообщил, что готова ее концепция. Основные разделы: мир дворянской усадьбы XVIII —начала XX века, садово-парковое искусство того времени, история семьи Николаи. Директор «Монрепо» надеется, что будет выделено финансирование, которое позволит в 2024 году открыть экспозицию. На втором этаже усадебного дома разместятся детский центр, кабинет экскурсоводов и помещение для отдыха смотрителей.

В библиотечном доме оборудованы помещения для хранения музейных фондов, рядом с ними находятся места для работы хранителей с предметами и кабинеты научного отдела музея. В «Монрепо» долго размышляли, какой должна быть музейная библио­тека. От идеи заказать копии книг библиотеки Николаи отказались в пользу читального зала для специалистов и всех, кто интересуется историей «Монрепо». Там будут собраны издания по истории усадьбы, ландшафтной архитектуре, истории Выборга и его окрестностей. В музее хранится домашняя библиотека Дмит­рия Лихачева, около 1500 книг с автографами и заметками, некоторые рукописи ученого. Все они ждут своих исследователей.


#усадьба #открытие #Монрепо

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (7479) от 15.08.2023 под заголовком «Музей пляшет от печей».


Комментарии