Эврика! Новости науки: 12 апреля 2024

Эврика! Новости науки: 12 апреля 2024 | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Под покровом — почва

Ученые МГУ создали полимеры, помогающие почве удерживать влагу. Урожайность вырастет.

Если нанести эти покрытия на почву, то можно решить несколько проблем. Во-первых, в почве приостанавливаются эрозионные процессы. Во-вторых, в ней удерживается влага. В-третьих, растения лучше растут. Последнее — еще и потому, что один из предложенных составов создали на основе синтетического анионного полимера с добавками гуматов. Это широко используемый биостимулятор роста растений.

Покрытие не мешает развитию почвенного микробного сообщества, при этом хорошо связывает катионы тяжелых металлов — они негативно влияют на урожай. Полимерный комплекс протестировали сначала в лаборатории, потом на опытных делянках в Ботаническом саду МГУ и на полях учебно-опытного почвенно-­экологического центра «Чашниково». Эффективность разработки подтвердилась.

Бактерии «волнуются» раз

Микроорганизмы способны вырабатывать стационарные спиральные волны, обнаружили китайские физики.

Ученые из Китайского университета Гонконга изучали, как работают ворсинки синегнойных палочек. Это нитевидные белковые структуры — бактерии используют их, чтобы прикрепляться к другим клеткам или к неживой материи. А еще с их помощью обмениваются генетическим материалом с другими микробами.

И случайно выяснилось вот что. Когда эти выросты на поверхности оболочек соседних микробов взаимодействуют, вся колония вырабатывает заметные спиральные волны. Они движутся быстро, со скоростью 1 – 3 микрометра в секунду. И остаются стабильными: центр спирали не меняет своего положения, а сами колебания каждый раз проходят через одни и те же регионы питательной среды.

Озадаченные ученые вырастили бактериальные биопленки из культур сине­гнойной палочки и обнаружили: на поверхности этой структуры возникли схожие волны. То есть спиральные колебания появлялись не случайным образом, а в результате коллективных взаимодействий между всеми микробами в колонии.

Зачем бактерии это делают? Отличный вопрос! Если узнаете, скажите китайским физикам. Они пока тоже не знают. Но уверяют, что по своим свойствам и поведению волны очень похожи на колебания при электрической активности клеток сердца и коры мозга.

Ручейник имени 300‑летия СПбГУ

Энтомологи СПбГУ вместе с коллегами из других научных учреждений, в том числе Музея естественной истории Дании, открыли новый ископаемый вид ближайших родственников бабочек.

Эти родственники — ручейники. Вообще в отряде ручейников — более 17,5 тыс. видов. Из них около 400 ископаемых. А найденный новый вид входит в состав семейства, где около 2,1 тыс. современных видов и только 23 ископаемых.

Сейчас насекомых из этого семейства — пруд пруди, а вот в янтароносных лесах эоцена Европы их было мало. (Эоцен — период, который начался 56 млн лет назад и завершился 33,9 млн лет назад.) Конкретно это насекомое нашли в куске янтаря весом 13,3 г. Длина тела ручейника 5,2 мм, длина передних крыльев 6,5 мм. Окраска желтовато-коричневая, на крыльях длинные темно-коричневые волоски.

Новый вид принадлежит роду Electroadicella, он встречается в балтийском и саксонском эоценовых янтарях, но в ровенском — впервые. Ровенские ископаемые смолы близки по происхождению к балтийскому янтарю, но формировались южнее, на большом острове в теплом море, так что и фауна в них застревала несколько иная.

Общий облик древних ручейников отличается от современного. Неудивительно: на современных повлияли изменения климата, конфигурации участков суши и горообразование в последующие эпохи, говорят ученые. Есть предположение, что более теплый и более сухой климат Ровно (по сравнению с балтийским янтароносным лесом), да и другие особенности той территории 35 млн лет назад предъявят нам в будущем в основном эндемичных древних ручейников. То есть тех, кто больше нигде и не водился. Назвали насекомое Electroadicella unipetra. Вот это «унипетра» — в честь 300‑летия Санкт-Петербургского университета.

Неудачные мутации

Международный коллектив генетиков выявил мутации, которые повышают риск развития ожирения аж в 3 – 6 раз.

Количество людей с лишним весом и ожирением стремительно растет. В конце прошлого десятилетия их было уже около 2 млрд человек. Считайте, каждый четвертый. Но помимо продуктов, которые способствуют набору лишнего веса, есть и десятки мутаций, которые тоже в этом способствовании не отстают.

Ученые исследовали структуру ДНК почти 420 тыс. жителей Великобритании, которые участвовали в наполнении геномного банка данных UK BioBank. Значительная часть этих людей страдали от ожирения или лишнего веса. Так что ученые смогли проанализировать, как вариации в структуре примерно 18,6 тыс. генов, кодирующих белки, влияли на такую склонность их организмов.

Мутации в пяти участках ДНК уже и так связывали с развитием ожирения. Но три других участка (гены BSN, TOX4, APBA1 и ATP13A1) прежде с этой напастью не ассоциировали. А сейчас, например, мутации в BSN и APBA1 считаются самыми значимыми генетическими факторами риска при развитии ожирения. Самые неудачные вариации этих генов повышают риск тяжелых форм ожирения в 6 раз, а диабета второго типа и жировой болезни печени — в 3 – 4 раза.

Интересно, что оба этих участка ДНК связаны не с метаболизмом или работой жировых клеток, а с передачей сигналов в клетках мозга. В том числе тех нейронов, которые регулируют аппетит. Исследователи предполагают, что эти мутации вызывают сбои в выработке гормонов, регулирующих пищевое поведение, через это со временем и влияют на вес. Именно со временем. То есть уже у взрослых, но не у детей и не у подростков.

Проходите-проходите

Вот вы, когда хотите пропустить кого‑нибудь вперед, что делаете? Ну, наверное, соответствующий жест рукой. Дескать, после вас. У восточных синиц с руками не очень, но и они вот это «после вас» умеют.

Японские орнитологи наблюдали за восточными синицами (Parus minor). Они гнездятся и выращивают потомство парами. Строят гнезда в дуплах, но вход в них узкий — и, чтобы покормить птенцов, забираться в дупло нужно по очереди. Ученые обнаружили: когда оба парт­нера оказывались рядом с дуплом, один из них начинал часто хлопать крыльями, обернувшись передом к спутнику. И тот заходил в дупло первым, даже если прилетел последним.

Такого поведения ученые за птицами раньше не замечали. Птахи используют в основном голос и визуальные сигналы: скажем, принимают различные сигнальные позы, исполняют брачные танцы. Общение с помощью жестов для животных, не относящихся к приматам, нехарактерно. Разве что у ворон есть что‑то подобное: показывают и предлагают сородичам предметы.

Но тут жест был явно не указывающий, а символический. Ученые расценили его как «после вас». Демонстрируют его только в присутствии партнера и прекращают эти церемонии, как только тот войдет в гнездо. Что интересно: чаще всего «вперед пропускали» девочки мальчиков.

По материалам ТАСС, «N+1» подготовила Александра ШЕРОМОВА