Эврика! Новости науки: 19 апреля 2024

Эврика! Новости науки: 19 апреля 2024 | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Третий лишний

Астрономы открыли звезду, которая возникла из двух.

Ученые исследовали спектр двух звезд в системе HD 148937 (это в созвездии ­Наугольника) и определили их точный возраст. И вот странность. Центральная звезда системы массой 30 Солнц возникла примерно 2 млн лет назад. С точки зрения космоса — пару мгновений назад. Возраст ее менее крупного спутника (но он тоже увесис­тый — 26 Солнц) оказался тоже молодым, но все же значительно старше: 4 – 6 млн лет. Согласно существующим теориям, это невозможно.

Астрономы в Католическом университете Левена (Бельгия) полагают, что дело было так. В звездной системе изначально было три светила, два из них находились на небольшом расстоянии друг от друга. Впоследствии они столкнулись, и их слияние породило новую «намагниченную» звезду, которая еще и омолодилась. В пользу столкновения говорит то, что нынешняя пара звезд окружена газовой туманностью — предположительно, это материя, выброшенная при слиянии.

Ученые считают, что крупные звезды так сталкиваются довольно часто. Это может объяснять, почему около 7 % крупных звезд в нашей галактике Млечный Путь (это су­щественное количество) обладает необычно сильным магнитным полем.

Яванский явился?

Яванских тигров считают вымершими уже почти четверть века. Но, кажется, новость об их исчезновении несколько преувеличена.

Численность и ареал тигров (Panthera tigris) сокращаются из‑за охоты и разрушения среды их обитания. Балийские тигры (жили на индонезийском острове Бали) вымерли в 1940‑х; туранские (Центральная и Западная Азия) — в 1970‑х. Яванских (с острова Ява) не видели с 1980‑х годов.

Впрочем, как это «не видели»? В 2019 году местный деревенский житель заявил, что видел. Заявил он это зоологу, тот отправился на место действия и обнаружил волос. Вроде тигриный. И отпечатки лап — вроде тигриных. Скажем так, генетический анализ провели не сразу, но провели. Из образца выделили митохондриальную ДНК и сравнили ее с таковой из шерсти суматранских тигров, музейного образца яванского тигра, а также яванского леопарда. Выяснилось, что волос действительно яванского тигра. И образец был свежим, а не подкинутым от какого‑нибудь трофейного чучела.

Но ученые из Национального центра исследований и инноваций привередничают. Говорят: маловато данных, чтобы объявить яванского тигра выжившим. Власти намерены активизировать поиск хищника и говорят, как найдем, так тут же бросимся его охранять. Тигр, очевидно, не дурак и пока от новых встреч воздерживается.

Требуйте долива этилацетата!

Как оказалось, именно он — самый важный компонент в пиве. Да, важнее этанола. Правда, эксперименту подверглось бельгийское пиво, но тоже мотаем на ус.

У бельгийских ученых забот полон рот: в стране 250 марок пива, голову сломаешь, изучая химсостав и органолептические показатели каждого. Эксперты из Левенского католического университета решили приспособить к этой оценке искусственный интеллект.

А поскольку его надо предварительно ­обучать, поспособствовать этому вызвались волонтеры. Не абы какие, а, что называется, с чувством вкуса — так что из 30 энтузиас­тов отобрали лишь 16. И те в несколько сессий дегустировали от 5 до 12 сортов и записывали ощущения. Ученые еще приспособили к делу 180 тысяч интернет-отзывов о пиве. И вот на этом на всем обучили модели.

Отчет об исследовании дотошный, при прочтении не вызывает никакого желания пригубить пенный напиток: много про изо-альфа-кислоты, показатель кислотности, хмелевые терпеноиды, дрожжевые метаболиты, продукты недрожжевых бактерий…

В общем, если вкратце, то искусственный интеллект определил: самую сущест­венную роль во вкусе напитка играет этил­ацетат. Вообще это вещество придает фруктовые нотки. И перебарщивать с ним не нужно: бельгийские ученые предупредили, что в противном случае напиток будет пахнуть как жидкость для снятия лака. А вот если добавить с умом, то и безалкогольное пиво будет облагорожено.

Звездный ветер, ты могуч

В этом убедились европейские астрономы (в том числе «наши люди»), впервые зафиксировав порожденные звездным ветром рентгеновские волны.

Инопланетяне назвали бы и наш солнечный ветер — «звездным», это одно и то же. Солнце и другие звезды непрерывно испус­кают поток протонов и прочих заряженных частиц, это формирует вокруг светил «пузырь» из горячей разреженной плазмы. Астрономы называют его гелиосферой, или астросферой. Эти структуры взаимодействуют с атмосферами планет и мате­рией комет и астероидов, влияя на их химсостав и свойства.

Ученые наблюдали за рентгеновским свечением трех близлежащих солнцеподобных звезд: 70 Змееносца, эпсилон Эридана и 61 Лебедя. Использовали для этого европейский орбитальный телескоп XMM-Newton: с его помощью проследили за тем, как много рентгеновского излучения вырабатывают ионы кислорода из звездного ветра при столкновениях с нейтральными атомами межзвездной среды.

«Мы разработали алгоритм, который позволил нам отделить рентгеновское излучение звездного ветра и астросферы от других источников рентгена», — рассказывает старший научный сотрудник Венского университета Кристина Кислякова.

Замеры и расчеты показали: все три звезды вырабатывают очень сильный звездный ветер. Он превосходит «наш» солнечный по уровню плотности и концентрации материи в 10 – 66 раз. То есть эти три звезды выбрасывают в космос (и, соответственно, теряют) значительно больше материи, чем Солнце.

Ученые надеются проследить, как поток частиц, вырабатываемых далекими звездами, влияет на свойства и состав атмосферы потенциальных аналогов Земли и планет-гигантов. От этого, в частности, зависит приспособленность систем к зарождению и существованию жизни.

Пингвины, держитесь там!

Кажется, антарктические пингвины Адели способны бессимптомно перенести высокопатогенный птичий грипп.

Для начала плохие новости. Раз мы получили такие сведения об антарктических пингвинах, значит, смертельно опасный вирус добрался до Антарктиды.

Инфекция высокопатогенного птичьего гриппа H5N1 началась в конце 2020 года и с тех пор погубила миллионы диких птиц и млекопитающих в Евразии, Африке и обеих Америках. Осенью 2023 года вирус ­выявили на островах Субантарктики, а в начале 2024 года — в материковой Антарктиде. Вероятно, попал сюда с мигрирующими птицами.

Орнитологи предполагали, что массовая гибель пингвинов неминуема: вспышки в Южной Африке и Южной Америке показали, что эти птицы очень чувствительны к вирусу. И действительно, в начале этого года на островах Субантарктики были зафиксированы первые пингвиньи смерти от гриппа.

Ученые из Папского католического университета Чили с декабря 2023 года по январь 2024-го посетили 13 мест размножения пернатых на Антарктическом полуострове и западном побережье Антарктиды, поймали 115 разных птиц (в том числе пингвинов Адели), взяли мазки и отпустили. А 16 пингвинов Адели еще и пометили спутниковыми передатчиками, чтобы отслеживать перемещения.

В девяти образцах с Антарктического полуострова был выявлен вирус, в том числе у восьми пингвинов Адели. Но во время сбора проб никаких симптомов болезни не было. Когда через два месяца исследователи проведали «испытуемых», помеченных спутниковыми передатчиками, большая часть из них резво искала еду. То есть у пингвинов Адели есть шансы пережить «пандемию». Но они могут стать источником заражения для более уязвимых животных.

По материалам ТАСС и «N+1» подготовила Александра ШЕРОМОВА

#наука #открытие #новости

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 72 (7648) от 19.04.2024.