Время внедрять. Сократятся ли сроки выхода петербургских разработок на рынок?

На недавнем заседании президиума РАН чаще произносили не «импортозамещение», а «импортонезависимость». Академия наук официально наделена экспертными функциями — как сказал президент РАН Александр Сергеев, ученые должны сформулировать, в чем мы компетентны, чтобы в разорванных цепочках внедрять звенья отечественного производства. Представители ведущих вузов начали формулировать.

Время внедрять. Сократятся ли сроки выхода петербургских разработок на рынок? | Фото Сергея КАРПУХИНА/ТАСС

Фото Сергея КАРПУХИНА/ТАСС

В Университете ИТМО есть лаборатория гибкой электроники и тонкопленочной фотовольтаики. Гибкая электроника — это (если брать что‑то близкое, бытовое) когда вы можете не только смартфон согнуть так и сяк, но и экран телевизора в трубочку свернуть. Фотовольтаика — способ получения электрической энергии при взаимодействия солнечной энергии и определенных материалов. Фотоэлектрические модули можно внедрять в здания, в электомобили и т. д. — вот тебе дешевая электроэнергия.

Лаборатория работает над технологиями для сенсоров и биосенсоров (по отпечатку пальцев сейчас и в банковское приложение входят), для рентгеновских детекторов (их применяют в авиапроме, атомпроме, судостроении, машиностроении — да вплоть до диагностики в стоматологическом кабинете).

Как говорит директор инжинирингового центра ИТМО Виктория Желтова, лаборатория изначально создавалась не как сугубо исследовательская, а с прицелом на скорейшее внедрение разработок. К примеру, электроника — этакий слоеный пирог, где один из слоев, оксидные матрицы, делает кто‑то из индустриальных партнеров ИТМО, а другие слои (к примеру, сенсорные) создают в лаборатории.

Другой петербургский вуз, Политех Петра Великого, был всегда известен металлургией (по сей день в руководстве вуза — металлурги), но уже давно охватил и другие направления, в том числе нанотехнологии.

Если меня попросите: «Вытащи из кармана, что вы сделали и что уже можно купить на рынке», — я скажу, что пока, пожалуй, ничего такого купить невозможно, — говорит доцент Института физики, нанотехнологий и телекоммуникаций Политеха Роман Бурковский.

Роман представился как «довольно успешный ученый» — не чтобы похвастать, а чтобы отметить: его деятельность (она в названии института указана) — международная, в ней сузить науку до «только российской» и при этом оставаться успешным — трудно: технологические цепочки сложные.

В вузе стараются поддерживать международные связи (только что очередная статья вышла в мировом научном журнале), но, говорит Роман, сейчас «больше внимания обращаем на внутрироссийские связи и ищем новые зарубежные контакты — например, с Китаем».

Одно из направлений исследований — новые виды сегнетопамяти. Эту технологию используют, к примеру, в сим-картах — она нужна в условиях, когда устройство должно запоминать, даже если с электропитанием напряженка.

Приоритеты кафедры микро- и наноэлектроники «ЛЭТИ» — «высокоинтеллектуальная продукция с критической миссией». Так ее определяет завкафедрой Виктор Лучинин. Проще говоря, это то, без чего не обойдется электроника, работающая в экстремальных условиях — при рекордно высоких температурах, повышенной радиации, жестких химических воздействиях и т. п.

Молодцами тут себя показывают карбид кремния и алмаз. В выращивании больших искусственных алмазов Россия по возможностям превосходит зарубежные страны, уверен ученый — но мы помним разницу между «по возможностям» и «по факту».

Технология выращивания карбида кремния в мировой научной литературе так и фигурирует под названием «метод «ЛЭТИ», ее в 1970‑е изобрели. Сам профессор Лучинин еще пять лет назад писал о том, что в России нужно создавать карбидокремниевую индустрию «как одно из приоритетных направлений при решении задач импортозамещения».

В Университете промышленных технологий и дизайна могут сделать такую футболку, что она без всякой покраски будет менять цвет. По тому же природному принципу, который «используют» некоторые животные: цвет создается не пигментом, а структурой материала, которая реагирует на солнечное освещение. Это называется «умный» текстиль. В вузе могут создавать маски с долгослужащей антибактериальной или противогрибковой отделкой. Или спецодежду с определенными свойствами, к примеру, для пожарных.

Только ту же футболку вы пока тоже не купите. Как говорит профессор, руководитель стратегического проекта «Умный текстиль» Елена Сашина, тормозит «сырьевая база».

Доцент Ольга Москалюк поддерживает: есть крупные заводы, которые делают волокно­образующие полимерные материалы (с одним из них организовали стартап для создания материала с электропроводящими свойствами), но надо развивать малотоннажную химию. Ее подкосили 1990‑е: в советское время малотоннажке уделяли внимание крупные химпредприятия (если печем пироги, то можем и пирожки), а когда предприятия стали частными, хозяева предпочли делать, конечно, большие партии.

Политехник Роман Бурковский называет еще одну трудность: сложную организацию производства.

Мы можем делать очень хорошие прототипы, но они получаются очень дорогими. Сделать так, чтобы большущий завод делал это влегкую — с этим трудности.

Тем не менее профессор Виктор Лучинин полагает: санкции не просто ускорят внедрение технологий — у нас попросту выхода другого не будет. Но для этого, говорит ученый, должны быть выполнены главные условия.

Первое. Нормальное экономическое обеспечение и законы, которые позволят использовать эти деньги эффективно.

Второе. Раньше от техзадания до получения разрешения на реализацию проекта проходил как минимум год. «Сейчас мы себе такого позволить не можем» — словом, ускориться надо.

Третье. Необходимо четко понимать, для какого рынка работаешь, то есть где конкретно свою технологию будешь применять. «Многие проводят исследования, которые решают какие‑то задачи, но совершенно не вписываются в существующий рынок». Поэтому нужны высокие профессионалы в маркетинге.

По словам Лучинина, иногда проекты берутся внедрять псевдоспециалисты — фирмы или организации без нужных компетенций. И система тендеров подчас иллюзорна: если говорить о сложной технологической сфере, то лучший исполнитель бывает вполне очевиден, но ему приходится играть в конкурсы, теряя на это время, идя на занижение стоимости работ — от чего качество не выигрывает.

Сократятся ли теперь сроки выхода разработки на рынок?

Это не некий однонаправленный процесс: вот сидят ученые, инженеры, технологи, что‑то разработали, и это стройным потоком выходит на рынок, — говорит Виктория Желтова. — Это двунаправленный процесс с постоянным взаимодействием.

Все зависит от технологии, ее себестоимости, от организации самого рынка. Например, многие хайтековские решения ­внедряются быстрее просто потому, что на глобальном рынке находится какой‑нибудь тяжеловес, который может себе позволить такое дорогое удовольствие — первое внедрение. А уже потом продукт становится более массовым и доступным каждому.

Мы так обсуждаем, будто все «как обычно». Но все меняется, — предупреждает Роман Бурковский. — А когда все меняется, какие‑то продукты будут «выскакивать» очень быстро, потому что очень-очень надо.

В этом есть и некоторая уязвимость, считает Бурковский. Сконцентрировавшись на одних разработках, пренебрежем другими — исследованиями, продуктами, производством. Начнем радоваться, что стало получаться что‑то одно, а потом выяснится, что применить полученное в полную силу не удается, потому как что‑то другое «забросили».

Нужно сохранять спокойствие, чтобы не навредить тому, что сейчас у нас есть и, слава богу, работает.

#наука #разработки #ученые

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 62 (7145) от 07.04.2022 под заголовком «Время внедрять».


Комментарии