Из класса — в карьер. В Горном университете поселилась техника исполинских размеров

Это, конечно, не сами карьерные машины, а их цифровые «близнецы» вместе с тренажерами и стендами, которые разместились на площадках открывшегося в вузе Центра компетенций компании «БелАЗ». Такой комплекс цифровых лабораторий крупнейшего в мире производителя самосвалов большой грузоподъемности приблизит к практике не только студентов. Сотрудники холдинга будут повышать там свою квалификацию, ведь равных по оснащению этой образовательной площадке такого рода в России сегодня нет. Ее достоинства недавно отметили, приняв участие в открытии центра, премьер-министр Белоруссии Роман Головченко и петербургский губернатор Александр Беглов.

Из класса — в карьер. В Горном университете поселилась техника исполинских размеров | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В российских карьерах, где открытым способом добывают железную руду, уголь, алмазы и прочие полезные ископаемые, белазовская техника применяется давным-давно. Причем во многих регионах нашей страны — от Кольского полуострова до Приморья. Она надежна, «стрессоустойчива», как шутят горняки, и приспособлена к работе в краях с суровым климатом. По некоторым своим ­параметрам эти машины, сходящие с конвейера завода города Жодино, что под Минском, сопоставимы с лучшими мировыми аналогами. А в чем‑то даже превосходят модели японских и американских производителей. В ремонтопригодности основных узлов, к примеру, не говоря уже о цене.

Мало того, белорусы научились делать не просто крупные самосвалы, а самые большие в мире — грузоподъемностью 450 тонн (в Кузбассе они используются на вскрышных работах уже несколько лет). Такой исполин способен заменить добрый десяток обычных машин. Немудрено, что доля белазовских самосвалов на российском рынке, по оценкам специалистов, занимает ныне около 70%. И будет расти — теперь это очевидно.

Но такие великаны лишь с виду просты. Там полным-полно ­электроники и автоматики, а всю эту мудреную начинку нужно поддерживать в рабочем состоянии. Да и вообще обслуживать и эксплуатировать их довольно непрос­то. А стоять без дела они не должны: час простоя такого железного помощника, конструкция которого становится год от года сложнее, обходится недешево.

Принимая все это во внимание, белорусский холдинг открыл в российских вузах, где готовят кадры для горнопромышленного комплекса, уже несколько образовательных площадок. 

Подобные корпоративные «академии» действуют в Москве, Екатеринбурге, Красноярске и Кемерове. Но самый современный и масштабный центр компетенций белорусы решили открыть в Петербурге при старейшем в России техническом вузе — Горном университете, который в будущем году отметит 250‑летие.

Идея вызрела года три-четыре назад. В июле 2019‑го на российско-белорусском промышленном форуме встретились представители Горного и автогиганта (он ­выпускает, кстати, не только самосвалы разного типа, но и вагонную технику, краны, погрузчики, тягачи для аэропортов). Тогда и наметились четкие очертания совместной работы. То бишь перспективы научно-технического сотрудничества, подготовки специалистов нужного профиля мирового уровня и переподготовки инженерных кадров.

А в апреле 2021 года, следуя по «дорожной карте» намеченных мер, стороны договорились ­создать на базе петербургского вуза самый крутой в России белазовский центр (наша газета об этом рассказывала), применив там лучшие в горной отрасли технологические, цифровые и айтишные решения.

По условиям соглашения Горный предоставил в своем главном корпусе, одно крыло которого выходит на 23‑ю линию В. О., просторные помещения и навел там настоящий лоск. Белорусы оснастили эту структуру по последнему слову, а их партнер, одна из московских компаний, разработал для нее софт и аппаратно-программные комплексы.

В итоге получилось общее детище, которое входит в вузовский учебно-научный центр цифровых технологий (УНЦ ЦТ) и представляет собой четыре тесно связанных между собой аудитории. А именно: учебно-тренажерный комплекс, лаборатории «Цифровое горное производство» и «Интеллектуальная горная техника», а также учебно-лабораторный сектор.

«В свое время я ознакомился с такими центрами, действующими в европейских странах, где традиционно развита горная отрасль: в Германии, Польше и Чехии, — поделился доцент кафедры машиностроения Сергей Лавренко, научный руководитель проекта УНЦ ЦТ. — Да, они работают на высоком уровне, и все же я нахожу, что наш лабораторный комплекс в чем‑то лучше».

Так считают и представители столичной компании, приехавшие на его открытие, которые, кроме всего прочего, монтировали и настраивали интеллектуальную начинку этого центра. Взять хотя бы динамический тренажер 130‑тонного самосвала «БелАЗ-75131». Неискушенных в горном деле людей такие штуки восхищают больше всего.

Тренажерный комплекс2_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Представьте: любой может сесть в симулятор кабины громадной машины и «проехать» по нужному маршруту в любую погоду, ощущая «под колесами» все дорожные выбоины (тренажер воссоздает реалии, качаясь и приседая, а также нештатные ситуации). За его действами наблюдает на экране инструктор, находясь рядом. А если обучается целая группа, студенты видят «вождение» сокурсника на мониторах своих компьютеров, установленных в этом помещении.

Там же, в учебно-тренажерном комплексе, есть стенд, где используются технологии виртуальной реальности. Надел особые очки — и пожалуйста, разбирай-собирай компоненты самосвала, которые доставлять сюда в натуральном виде тяжело, да и нет нужды. Тем более что со временем они могут конструктивно меняться. А зрители вместе с инструктором опять‑таки будут оценивать сноровку, с которой «мастер» проходит это испытание.

Но с точки зрения специалиста, куда увлекательнее другие цифровые лаборатории центра. Одна из них позволяет «побывать» в диспетчерской, скажем, горнодобывающей компании, управляя мощной карьерной техникой, контролируя погрузо-разгрузочные работы, соблюдение заданных маршрутов и т. д.

А другая завораживает еще больше — это рабочее место оператора роботизированной карьерной техники. Тут уже не имитация каких‑то действий, а часть производственного процесса.

Студент, оказавшийся в роли оператора, способен удаленно подключиться к машине-роботу с помощью мобильной спутниковой связи поколения 5G и выполнять определенную задачу. В настоящее время, не покидая стен Горного, можно перенес­тись за тысячи верст, очутиться на белазовском полигоне, находящемся под городком Микашевичи, и управлять там огромным самосвалом или фронтальным погрузчиком (потом лаборатория «дотянется» до других мест).

Но есть тут еще учебно-лабораторный комплекс, где представлены стенды по уязвимым системам такой техники: гидравлика, электрооборудование, пневматика. Тут тоже все как вживую: знай себе постигай сложные «внутренности» работяги-самосвала…

«Занятия на симуляторах техники повысят компетенции обучающихся и сотрудников горных компаний, — отмечает Владимир Литвиненко, ректор Горного университета. — Они смогут проводить здесь «работу над ошибками», следствием которых в реальной жизни стал бы материальный ущерб или производственные травмы. Мы хотим создать комфортную для получения знаний и навыков среду, без которой готовить высококвалифицированных инженеров просто невозможно, и добиваемся этого».

Между тем белазовская «академия» готова принять первые потоки студентов, говорит Сергей Лавренко. «Тренажерные» курсы включены в основные образовательные программы вуза. Методическое обеспечение подготовлено, преподавательский пул (специалисты в области гидравлики, механики, горного дела и др.) в целом сформирован.

Побывают здесь скоро, обновляя свои навыки, и производственники. Причем не только заводчане-белорусы, но и представители крупных российских компаний — «ФосАгро», «Норникель» и других, связанных с горной промышленностью. Новый центр планирует вести также научные исследования вместе с белорусскими партнерами. А в перспективе к четырем имеющимся здесь цифровым лабораториям добавятся другие: электроприводная, например, переговоры об этом вуз ведет с концерном «Русэлпром».

В общем, перспективы заманчивы. Да и в нынешнем виде этот центр привлекает внимание.

Глава белорусского правительства Роман Головченко высказался на сей счет эмоционально: «Это просто космос! Для людей, которые выросли с планшетами и хотят видеть экосреду в привычной для них форме, такие площадки крайне важны. Они позволяют решать проблемы, связанные с диспетчеризацией, эффективностью и безопасностью производства».


#техника #технологии #Горный университет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 61 (7144) от 06.04.2022 под заголовком «Из класса — в карьер».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.