Главная городская газета

Вот так «Чижик»!

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Петербуржцы заплатят за ремонт чужих лифтов

Мы оценили инициативу Минстроя, согласно которой старые лифты в жилых домах могут обновляться за счет региональных бюджетов. Может ли улучшиться ситуация в Петербурге, где до сих пор работает ветхая и опасная техника? Читать полностью

На южном берегу: для петербуржцев благоустроили пляжную территорию

Несколько лет назад этот берег если не ужасал, то наводил на грустные мысли. ЧМ-2018 видоизменил как территорию, так и историю этого места. Подробно исследуем, как оно стало одной из лучших зон отдыха для петербуржцев. Читать полностью

Жилая застройка уничтожит привычную наб. Лейтенанта Шмидта

Над набережной Лейтенанта Шмидта поднялся лес подъемных кранов - здесь застраивают жильем территорию сталепрокатного завода. Читать полностью

Городская хроника: важное в Петербурге 25 июня 2018

Сегодня в выпуске:
Электродепо «Южное» достроили...
Смольный «завяжет» зеленый пояс...
Два по сто!..
И другие новости. Читать полностью

«Алые паруса»: праздник для миллионов

Ленинградцы, которые придумали, как сделать одну из самых коротких ночей в году по-настоящему сказочной для выпускников, вообразить не могли, какие масштабы их «Алые паруса» приобретут.... Читать полностью

День ВМФ в Кронштадте: личные авто не пропустят

Въезд в Кронштадт 29 июля на личных автомобилях будет запрещен. Как теперь добраться до города? Читать полностью
Вот так «Чижик»! | ФОТО Антона ВАГАНОВА/ТАСС

ФОТО Антона ВАГАНОВА/ТАСС

В нем с трудом признается трамвай. Ну в самом деле: если встать у кабины этого изящного и, кажется, бесконечного вагона-поезда, обнаруживаешь, что его «хвост» поблескивает где-то в далекой дали. Впрочем, там и не «хвост» вовсе, а еще одна «голова»... Инновационный трехсоставный трамвай «Чижик», экспонирующийся 18 - 20 октября на третьем Петербургском форуме SMART TRANSPORT, имеет длину 33,45 м, две кабины и двери по обеим сторонам, что позволяет эксплуатировать его на линиях без разворотных колец. Скоро «Чижик» полетит по рельсам Петербурга - в ноябре в тестовом режиме, а к концу года - по-настоящему, с пассажирами.

Шесть таких трамваев, изготовленных белорусским машиностроительным предприятием «Штадлер Минск» («дочкой» транснациональной STADLER), заработают на маршруте № 8, когда завершится первый этап проекта по реконструкции и эксплуатации трамвайных путей в Красногвардейском районе. Это первый в России концессионный проект в сфере общественного транспорта, реализуемый правительством Петербурга совместно с «Транспортной концессионной компанией» (ТКК, консорциум «Группы ЛСР» и УК «Лидер»). Он предусматривает сооружение современных трамвайных путей протяженностью 38 км (маршрутов - 14,5 км), модернизацию девяти перекрестков и строительство одного трамвайного депо. Всего по «концессионным» маршрутам будут бегать 23 «Чижика», перевозя по 90 тысяч пассажиров в сутки и 33,2 млн человек в год.

Сегодня это самый длинный трамвай на территории стран ЕврАзЭС. Он вмещает 376 пассажиров, обеспечивая высокий уровень комфорта и безопасности. Здесь применены бесшумные технологии, есть система защиты от столкновения, видеонаблюдение, тревожные кнопки, низкий пол и площадки для детских колясок и инвалидных кресел, плюс кондиционеры, информационные табло и автоинформаторы, бесплатный Wi-Fi. Есть система подсчета входящих-выходящих пассажиров и возможности для разнообразных форм оплаты проезда (кроме, правда, самого традиционного - место для кондуктора здесь в принципе не предусмотрено). Поскольку у «тройного» вагона с полной загрузкой будет огромный вес, его сделали полноприводным, мощным и разгонистым. Поворотные тележки с двухступенчатым подрессориванием обеспечивают тихую и комфортную езду. В общем, «Чижик» в сравнении с привычным нам городским трамваем - это примерно как «Феррари» рядом с «Москвичом».

Пять двустворчатых дверей и низкий пол (люди будут очень быстро входить и выходить) в сочетании с вместительностью и движением по «выделенке» в режиме «зеленого коридора», по сути, превратит красногвардейский трамвай в некий вариант легкого наземного метро. Благодаря службе контроля и автоматизированному расчету скорости средняя эксплуатационная скорость движения трамваев по всем будущим «концессионным» маршрутам составит 23 - 24 км в час (средняя трамвайная по городу - 13 - 14 км/ч, метро - около 40 км/ч).

- Если быть точным, скоростным можно назвать трамвай со средней эксплуатационной скоростью от 25 км/ч, у нас она все же ниже, - замечает директор по эксплуатации ТКК Николай Петров. - Но у скоростного трамвая увеличены расстояния между остановками. В нашем же проекте почти все остановки сохранились на прежних местах. Только некоторые будут перенесены за ближайший перекресток, чтобы лучше вписать движение трамваев в систему автоматизации приоритетного проезда.

Зато «Чижик» потребует просторного «насеста». По правилам, остановка должна быть на пять метров длиннее используемого подвижного состава. Для безбарьерного входа в трехсоставный низкопольный трамвай платформы будут приподняты и увеличены до 50 метров с учетом пандусов, необходимых маломобильным пассажирам. На 42 остановках появятся «умные» павильоны-навесы с освещением, сиденьями, схемой маршрутов, электронными табло, информирующими о времени прибытия ближайшего трамвая и маршруте его следования, с системой для слабовидящих «Говорящий город», видеонаблюдением, кнопкой экстренной связи и мониторами с информацией МЧС.

- Мы ориентируемся на самые строгие европейские протоколы в технологии взимания платы, подсчета пассажиропотоков, безопасности перевозки - и такие протоколы значительно превышают российские нормативы, - говорит представитель инвестора руководитель департамента развития ООО «ЛСР-Строй» Олег Лобзев. - В этом трамвае нет каких-то особенных инноваций - это просто отличная современная машина. У нас создается новая инфраструктура трамвайной линии (пути, контактная сеть, система управления движением), естественно, что в данном комплексе будет работать и новый подвижной состав.

При этом стоимость одного трехсоставного «штадлеровского» трамвая ровно такая же, что и у трех обычных новых вагонов аналогичной вместимости, утверждает Лобзев.

Почему же это суперсовременное чудо назвали так несерьезно - «Чижиком»? Как объяснили в компании-концессионере, чтобы продолжить уже сложившуюся традицию именовать новые виды скоростного рельсового транспорта птичьими именами. Есть же «Сапсан», «Ласточка», «Стриж»... Но поскольку трехсекционный пятидверный трамвай все же помельче своих железнодорожных «собратьев», а также не столь силен и стремителен, то и назвали его ласково, по-домашнему - «Чижиком». Для большей схожести с птичкой, перья которой отливают зеленым, вагоны выкрасили в светло-зеленый цвет. По задумке концессионера, он должен добавить жизнерадостности унылым в целом и одноцветным «спальникам» Красногвардейского района.

КСТАТИ

Как обещают в ТКК, первый этап инвестпроекта будет завершен уже к концу этого года. Трамваи побегут от Ладожского вокзала по проспектам Косыгина, Наставников и Хасанской улице до разворотного кольца с 5 - 6-минутными интервалами в часы пик. На втором этапе, еще через полгода, заработает участок по проспекту Наставников до Ириновского. Третья очередь - ввод в эксплуатацию всего объекта вместе с линией по Ириновскому проспекту, Рябовскому шоссе и ул. Потапова, а также нового трамвайного депо на части территории недостроенного трамвайного парка № 11 - будет завершена до конца 2018 года.

Читайте также по теме ранее: Smart transport-2017, «Чижик» полетит от вокзала, Трамвая не дождаться.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook