Вот так «Чижик»!

В нем с трудом признается трамвай. Ну в самом деле: если встать у кабины этого изящного и, кажется, бесконечного вагона-поезда, обнаруживаешь, что его «хвост» поблескивает где-то в далекой дали. Впрочем, там и не «хвост» вовсе, а еще одна «голова»... Инновационный трехсоставный трамвай «Чижик», экспонирующийся 18 - 20 октября на третьем Петербургском форуме SMART TRANSPORT, имеет длину 33,45 м, две кабины и двери по обеим сторонам, что позволяет эксплуатировать его на линиях без разворотных колец. Скоро «Чижик» полетит по рельсам Петербурга - в ноябре в тестовом режиме, а к концу года - по-настоящему, с пассажирами.

Вот так «Чижик»! | ФОТО Антона ВАГАНОВА/ТАСС

ФОТО Антона ВАГАНОВА/ТАСС

Шесть таких трамваев, изготовленных белорусским машиностроительным предприятием «Штадлер Минск» («дочкой» транснациональной STADLER), заработают на маршруте № 8, когда завершится первый этап проекта по реконструкции и эксплуатации трамвайных путей в Красногвардейском районе. Это первый в России концессионный проект в сфере общественного транспорта, реализуемый правительством Петербурга совместно с «Транспортной концессионной компанией» (ТКК, консорциум «Группы ЛСР» и УК «Лидер»). Он предусматривает сооружение современных трамвайных путей протяженностью 38 км (маршрутов - 14,5 км), модернизацию девяти перекрестков и строительство одного трамвайного депо. Всего по «концессионным» маршрутам будут бегать 23 «Чижика», перевозя по 90 тысяч пассажиров в сутки и 33,2 млн человек в год.

Сегодня это самый длинный трамвай на территории стран ЕврАзЭС. Он вмещает 376 пассажиров, обеспечивая высокий уровень комфорта и безопасности. Здесь применены бесшумные технологии, есть система защиты от столкновения, видеонаблюдение, тревожные кнопки, низкий пол и площадки для детских колясок и инвалидных кресел, плюс кондиционеры, информационные табло и автоинформаторы, бесплатный Wi-Fi. Есть система подсчета входящих-выходящих пассажиров и возможности для разнообразных форм оплаты проезда (кроме, правда, самого традиционного - место для кондуктора здесь в принципе не предусмотрено). Поскольку у «тройного» вагона с полной загрузкой будет огромный вес, его сделали полноприводным, мощным и разгонистым. Поворотные тележки с двухступенчатым подрессориванием обеспечивают тихую и комфортную езду. В общем, «Чижик» в сравнении с привычным нам городским трамваем - это примерно как «Феррари» рядом с «Москвичом».

Пять двустворчатых дверей и низкий пол (люди будут очень быстро входить и выходить) в сочетании с вместительностью и движением по «выделенке» в режиме «зеленого коридора», по сути, превратит красногвардейский трамвай в некий вариант легкого наземного метро. Благодаря службе контроля и автоматизированному расчету скорости средняя эксплуатационная скорость движения трамваев по всем будущим «концессионным» маршрутам составит 23 - 24 км в час (средняя трамвайная по городу - 13 - 14 км/ч, метро - около 40 км/ч).

- Если быть точным, скоростным можно назвать трамвай со средней эксплуатационной скоростью от 25 км/ч, у нас она все же ниже, - замечает директор по эксплуатации ТКК Николай Петров. - Но у скоростного трамвая увеличены расстояния между остановками. В нашем же проекте почти все остановки сохранились на прежних местах. Только некоторые будут перенесены за ближайший перекресток, чтобы лучше вписать движение трамваев в систему автоматизации приоритетного проезда.

Зато «Чижик» потребует просторного «насеста». По правилам, остановка должна быть на пять метров длиннее используемого подвижного состава. Для безбарьерного входа в трехсоставный низкопольный трамвай платформы будут приподняты и увеличены до 50 метров с учетом пандусов, необходимых маломобильным пассажирам. На 42 остановках появятся «умные» павильоны-навесы с освещением, сиденьями, схемой маршрутов, электронными табло, информирующими о времени прибытия ближайшего трамвая и маршруте его следования, с системой для слабовидящих «Говорящий город», видеонаблюдением, кнопкой экстренной связи и мониторами с информацией МЧС.

- Мы ориентируемся на самые строгие европейские протоколы в технологии взимания платы, подсчета пассажиропотоков, безопасности перевозки - и такие протоколы значительно превышают российские нормативы, - говорит представитель инвестора руководитель департамента развития ООО «ЛСР-Строй» Олег Лобзев. - В этом трамвае нет каких-то особенных инноваций - это просто отличная современная машина. У нас создается новая инфраструктура трамвайной линии (пути, контактная сеть, система управления движением), естественно, что в данном комплексе будет работать и новый подвижной состав.

При этом стоимость одного трехсоставного «штадлеровского» трамвая ровно такая же, что и у трех обычных новых вагонов аналогичной вместимости, утверждает Лобзев.

Почему же это суперсовременное чудо назвали так несерьезно - «Чижиком»? Как объяснили в компании-концессионере, чтобы продолжить уже сложившуюся традицию именовать новые виды скоростного рельсового транспорта птичьими именами. Есть же «Сапсан», «Ласточка», «Стриж»... Но поскольку трехсекционный пятидверный трамвай все же помельче своих железнодорожных «собратьев», а также не столь силен и стремителен, то и назвали его ласково, по-домашнему - «Чижиком». Для большей схожести с птичкой, перья которой отливают зеленым, вагоны выкрасили в светло-зеленый цвет. По задумке концессионера, он должен добавить жизнерадостности унылым в целом и одноцветным «спальникам» Красногвардейского района.

КСТАТИ

Как обещают в ТКК, первый этап инвестпроекта будет завершен уже к концу этого года. Трамваи побегут от Ладожского вокзала по проспектам Косыгина, Наставников и Хасанской улице до разворотного кольца с 5 - 6-минутными интервалами в часы пик. На втором этапе, еще через полгода, заработает участок по проспекту Наставников до Ириновского. Третья очередь - ввод в эксплуатацию всего объекта вместе с линией по Ириновскому проспекту, Рябовскому шоссе и ул. Потапова, а также нового трамвайного депо на части территории недостроенного трамвайного парка № 11 - будет завершена до конца 2018 года.

Читайте также по теме ранее: Smart transport-2017, «Чижик» полетит от вокзала, Трамвая не дождаться.

#SMART TRANSPORT #«Чижик» #трамвай

Комментарии