Трамвая не дождаться

Двое из шестерых заявленных участников «круглого стола», посвященного будущему легкорельсового транспорта в Петербурге, до места встречи так и не доехали. Сообщили, что безнадежно застряли в пробках, – чем не иллюстрация актуальности повестки? Впрочем, на фоне ежедневно-беспросветного стояния в пробках жителей, скажем, Кудрова опоздание двух чиновников на одну встречу – сущие пустяки...

Трамвая не дождаться | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

При существующих темпах строительства в Ленобласти лет всего через пять – семь численность населения в окраинных и сопряженных с городом районах 47-го региона (в Приморском и Курортном, на юге и юго-западе, в Девяткине) увеличится примерно в семь раз. То есть в непосредственной близости от границ пятимиллионного Петербурга поселятся еще более 2 млн человек. Отправившись в город по делам, они неизбежно заблокируют ведущие в северную столицу транспортные артерии. И тогда уже сегодняшние проблемы нам покажутся детскими.

– Ресурсы развития автодорожной сети сильно ограничены, – говорит начальник отдела развития транспорта и транспортной инфраструктуры профильного комитета Ленинградской области Павел Постовалов. – Мы понимаем, что решить транспортные проблемы на стыке города и области без рельсового транспорта невозможно – он является для мегаполисов приоритетным, и ставку нужно делать именно на него. Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года предусматривает развитие скоростного пассажирского сообщения между Петербургом и 47-м регионом.

Скоростной трамвай, или легкорельсовый транспорт (ЛРТ), по сравнению с традиционными наземными видами обладает более высокой провозной способностью. Скорость автобусов-троллейбусов в Петербурге – около 10 км/ч, у прочих автомобилей в часы пик – 12 – 18 км/ч, у легкорельса – в среднем 50 (от 40 до 70 км/ч).

Почему же петербургский легкорельс много лет остается делом будущего? Ответ очевиден: замечательная и остро нужная городу концепция развития ЛРТ, базировавшаяся на бюджетных инвестициях, родилась в 2012-м при цене 120 долларов за баррель нефти. Сегодня же совсем другие реалии. А значит, и подходы должны быть другие.

– Мы начинали с соглашения о развитии метрополитена, которое в 2013 году подписали два губернатора, – рассказывает Павел Постовалов. – Проект, предусматривающий строительство ветки в Кудрово и электродепо в Новосаратовке, был отложен в связи с тем, что город сосредоточился на подготовке к чемпионату мира по футболу.

После приостановки проекта развития метрополитена в 47-м регионе обратили внимание на ЛРТ. Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области разработала программу создания сети легкорельсового транспорта с приоритетными направлениями на Сертолово и Всеволожск. Но посчитали – прослезились: на линию протяженностью 16 км требовалось более 16 млрд из бюджета области! Такая линия подразумевает движение вагонов на скорости свыше 60 км/ч, и стоит она примерно столько же, сколько и железная дорога, – до 2 млрд рублей на километр нового пути. Это, конечно, дешевле, чем метро (7 – 8 млрд рублей за 1 км), но не настолько, чтобы поверить в быстрое и бурное развитие ЛРТ-маршрутов.

Власти двух регионов стали искать инвесторов. В мае комитет по транспорту Петербурга и китайский SXI-CNR Consortium (в его состав входит крупнейший завод по производству локомотивов и вагонов CNR Dalian) подписали меморандум о сотрудничестве в сфере создания линии ЛРТ на основе государственно-частного партнерства. Первым объектом инвестиций консорциума из Поднебесной должен был стать маршрут из «Пулково» к станции метро «Купчино» (протяженность 11 км, предполагаемая стоимость в базовых ценах 2013 года – 15 млрд рублей). А далее еще четыре линии ЛРТ: от будущей станции метро «Южная» до Колпина, от будущей «Путиловской» через «Балтийскую жемчужину» до Петергофа, от «Рыбацкого» до Колпина и от «Балтийской жемчужины» до Кировского завода. Приоритетными для концессии назывались направления «Пулково» – Купчино», «Рыбацкое» – Колпино» и «Кировский завод – «Балтийская жемчужина».

Сегодня про этот проект говорят уже очень осторожно:

– Перспективы его не ясны, поскольку в последнее время активность китайского инвестора заметно упала, – с сожалением признает Постовалов.

Тем не менее сегодня власти Петербурга и Ленинградской области обсуждают создание 13 линий скоростного трамвая, включая маршруты в Шушары, Сертолово, Всеволожск, Красное Село, Конную Лахту, Стрельну и Лисий Нос...

Региональный координатор отделения Клуба лидеров в Петербурге и Ленинградской области предприниматель Вячеслав Трактовенко уверен:

– Рассчитывать на бюджет, региональный или федеральный, изначально не стоит. По моему мнению, финансовая ситуация и после чемпионата мира 2018 года не улучшится. Значит, остается два варианта. Либо начинать сейчас выстраивать кооперационные цепочки между инвесторами (в их числе могут и должны быть девелоперы), городом, финансовыми институтами и гражданами, договариваясь обо всем в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Либо ждать улучшений – и в итоге прийти к тому же, но потеряв несколько лет.

Завлечь частного инвестора в подобный «длинный» проект можно лишь реалистичной схемой возврата инвестиций, а также заинтересованностью и – что немаловажно – профессионализмом органов власти, которые предоставляют бизнесу весь сервис в виде необходимой законодательной базы, разрешительной документации и т. д.

– Если же относиться к этим проектам как к типовым инфраструктурным, которые должны быть сделаны за городской бюджет, ждать будем сто лет, – уверен Трактовенко.

Для бюджета и горожан грамотно построенное ГЧП сулит одни выгоды. Но для этого городу нужно правильно посчитать нынешние и перспективные пассажиропотоки и, исходя из этого, понять, что ему нужно.

Как у нас это делается, прекрасно иллюстрируют «пулковские метания». В 2013 году власти Петербурга обратились к министру транспорта Максиму Соколову с предложением выделить городу из федерального бюджета 34 млрд руб. для прокладки до аэропорта линии метро. Потом мы просили деньги на аэроэкспресс стоимостью 17 – 19 млрд рублей. Теперь вот планируем легкорельс...

– Строить ничего не начали, поскольку до сих пор спорят по поводу того, что же нужно – аэроэкспресс, скоростной трамвай или вообще ничего – обойдемся, как сейчас, автобусами, – говорит эксперт транспортного развития территории ИТП «Урбаника» Илья Резников. – Это зависит от того, чего город ждет от «Пулково». Если он останется нашим региональным аэропортом, то можно обойтись автобусным транспортом, он сейчас вполне справляется.

Опыт Москвы с ее аэроэкспрессами нам вряд ли пригодится: там крупный хаб, аэропорты далеко, а транспортная ситуация гораздо хуже, так что заплатить за гарантированную доставку к рейсу 400 – 500 рублей для граждан вполне естественно. У нас же и аэропорт близко, и 39-й автобус не стоит в безнадежных пробках.

На одном из «круглых столов» нынешнего форума SmartTransport профессиональному сообществу были представлены решения, касающиеся управления транспортными системами. Технологии, способные существенно повысить производительность нашего транспорта, разработаны и прописаны в десятках научно-практических работ. По словам директора Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаила Якимова, за счет грамотного перераспределения маршрутов можно повысить эффективность транспорта (то есть сократить время человека в пути до нужного ему пункта без ухудшения городской среды) на 35%. Прежде всего речь идет об оптимальном распределении спроса на различные виды транспорта и создании перехватывающих парковок на границах «поясов» города (и бюджет готов на это потратиться).

Но у нас есть еще и инфраструктура, которая до сих пор значительно недогружена.

– В Красное Село, например, логичнее развивать пригородное железнодорожное сообщение – там есть действующая линия, по которой в советское время движение поездов было куда большим, чем сейчас, – говорит Резников. – Весь вопрос в тарифной политике, в едином проездном и организации удобного подвоза и пересадок.

Сейчас разрабатывается комплексная транспортная схема Петербурга и Ленинградской области. Ее пилотный проект затрагивает восточную часть между Дорогой жизни и Невой, где уже сформировался мощный узел транспортных проблем.

Надеясь на то, что новые линии скоростного трамвая рано или поздно появятся, в Ленинградской области все же ищут альтернативные решения.

– Сейчас разрабатывается предпроект по реконструкции железнодорожного участка Левашово – Сертолово, чтобы запустить по нему пригородные поезда с Финляндского вокзала, – рассказывает Павел Постовалов. – Судя по всему, есть хорошие шансы в следующем году выйти на проектирование.

Кроме того, железнодорожники предлагают организовать тактовое движение пригородных поездов на участке Петербург – Всеволожск. Проект уже обсуждается с Пригородной железнодорожной компанией, которая может стать соинвестором реконструкции.

Аналогичное решение подойдет и будущему городу-спутнику Южный, где планируется построить более 1 млн кв. м жилья – он ведь тоже находится практически на железной дороге.

– Что же касается инвесторов для ЛРТ, то, кроме китайцев, никто в наш комитет пока не обращался, – признается Постовалов.

Между тем, согласно постановлению комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга, проекты планировки и межевания территорий для линии ЛРТ «Пулково» – Купчино» планируется разработать к 18 мая 2017 года. Причем инвестиции в этот проект оцениваются уже в 29,2 млрд рублей.

Кто заплатит за трамвай?



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 136 (5753) от 28.07.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.