В Петербурге проходит эксперимент по раздельному сбору мусора

В городе проходит эксперимент по раздельному сбору мусора. На сей раз его инициаторами стали профессиональные перевозчики и переработчики ТКО (твердых бытовых отходов), а не экологи. Удобную для себя систему давно пытались «пробить» специалисты Автопарка № 1 «Спецтранс». На предприятии выдвинули идею отдельного сбора сухого и мокрого мусора. То есть систему двухпоточную, а не трех/пяти/десятипоточную, за что извечно ратуют экологи и общественники.

В Петербурге проходит эксперимент по раздельному сбору мусора | Фото Анастасии СИЛЕНКОВОЙ

Фото Анастасии СИЛЕНКОВОЙ

Современные мусороперерабатывающие комплексы (например, комплекс «Обухово», принадлежащий «Спецтрансу») оснащены таким оборудованием, которое может в автоматическом режиме выбирать из общей мусорной массы осколки металла, пластик, тряпки, бумагу и другие фракции. Люди вручную перебирают лишь остатки. Копаться в них не самое приятное занятие. Если бы их изначально собирали отдельно, сепарация сухого мусора шла бы быстрее и эффективнее. А мокрый можно было бы сразу отправлять в массу, которая не поддается такой переработке.

Именно Автопарк № 1 и стал главным партнером «Невского экологического оператора» (НЭО) при проведении двухпоточного эксперимента. В середине апреля на контейнерных площадках в Московском районе автопарк установил синие контейнеры, куда следует бросать только сухое, не отделяя пластиковые бутылки от бумаги и прочей упаковки.

Прошло почти три месяца. За это время в синие контейнеры граждане забросили более 28,7 тонны отходов, которые отправились на мусорообрабатывающие комплексы «Обухово» и «Предпортовая». Из этого объема лишь 11,18 тонны оказались полезными фракциями, годными к использованию в качестве вторсырья. Больше половины переработке не подлежат.

Полезные же распределились следующим образом: 22 % — стекло (в том числе стеклянный бой), 10 % — пластиковые бутылки ПЭТ (сокращенно от «полиэтиленрефтарат»); бумага и картон — чуть более 2 %; пластиковые изделия ПНД (поли­этилен низкого давления) — не более 3 %, полипропиленовые изделия (ПП) — 0,5 %, упаковка тетрапак и алюминий — не более 0,3 %.

Это говорит о том, что даже такой — в чрезвычайно усеченном варианте — раздельный сбор вызывает затруднения. Он и правда требует кое‑каких базовых знаний. Необходимо запомнить, что в синие контейнеры не стоит бросать пленку, полиэтиленовые пакеты, и так называемую блистерную упаковку. Последняя, если совсем просто, представляет собой футляр из внешне плотного пластика, формованный по размеру товара.

Иногда — на жесткой подложке. Самый понятный пример: упаковка для таблеток. В аналогичном виде продают наушники, гаджеты, игрушки… Такие отходы — куда угодно, но не в синий контейнер.

К слову, пока никакой раздельный сбор, организуемый в рамках экспериментов или экологических акций, не является сколько‑нибудь значимым экономическим фактором. Так, перерабатывающие предприятия региона, работающие по договорам с фирмами, аналогичными «Спецтрансу», основное сырье получают большим оптом от строительных организаций, полиграфических и прочих компаний, имеющих большие запасы макулатуры, стекла и проч. Однако с развитием раздельного сбора, очевидно, и полезные фракции коммунальных отходов станут реальным сырьем, а не частью эксперимента.


#раздельный сбор #мусор #ТБО

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (7208) от 12.07.2022 под заголовком «Отходы поделили надвое».


Комментарии