«Зеленая» повестка. Продолжат ли российские предприятия продвигать экологичность?

Одним из самых неприятных последствий нынешнего санкционного кризиса можно назвать отход от «зеленой» повестки — некоторым нашим предприятиям просто-напросто стало не до нее. Впрочем, если разобраться, положение дел оказывается не столь печальным, и речь скорее идет о временном «отступлении».

«Зеленая» повестка. Продолжат ли российские предприятия продвигать экологичность? | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

В этом плане показательным стал Петербургский международный экономический форум. С одной стороны, разница между ПМЭФ-2021 и ПМЭФ-2022 казалась разительной. Год назад «зеленая» тема была самой модной, она присутствовала везде: на стендах, в разговорах, переговорах и соглашениях. «В прошлом году был такой экологический хайп, все были экологичными. Теперь это не так», — признала руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова.

И правда, какой уж тут «хайп», когда приходится, например, резко увеличивать нормы по выбросам для авто. Теперь экономика снова должна быть прежде всего экономной, а не экологичной. «Раньше мы гораздо больше говорили об экологичности наших машин, — рассказал мне представитель производителя российского электрогрузовика. — Теперь на 99 % упор делаем на экономии».

Вместе с тем одно, очевидно, нисколько не противоречит другому, а, скорее, даже наоборот. Экологичность бизнеса идет рука об руку с модернизацией, снижением издержек, а значит, и с экономией.

«Считаю, что российский бизнес в большей массе экологи­чески ответственный, и этот тренд надо продолжать, — считает вице-премьер Виктория Абрамченко. — Главная заслуга нашего кабмина в том, что мы за два года изменили отношение к экологии. Она перестала быть бедной родственницей, которая вечно просит денег».

«Все уже поняли: если ты не платишь за возмещение ущерба, у этой компании нет будущего, — уверен спецпредставитель президента России по экологии Сергей Иванов. — Я не знаю крупной компании, которая бы сказала: для нас прибыль важнее, мы будем продолжать гадить. Они понимают, мы все равно не отстанем, мы их штрафами задушим…»

Отношение крупного бизнеса лучше всего выразил директор экологического департамента «Норникеля» Сергей Селезнев.

«Еще год назад про нас говорили в основном в негативной форме, но теперь стало больше позитива. Мы разработали масштабную экологическую стратегию и набирали обороты, пока не случилось то, что случилось, — отметил менеджер. — Мы ориентировались на ведущие западные компании, и в один непрекрасный день с нами разорвали все связи, законтрактованное оборудование зависло. Поэтому мы благодарны правительству, что нам дали время на перестройку. Мы точно не будем злоупотреблять этим доверием, но существует порядка 130 позиций, которые мы даже не знаем, где взять. Например, по экомониторингу мы, по сути, вернулись в точку ноль. Так что по некоторым проектам придется сдвинуть сроки. Но в целом, главное, идти и не останавливаться».

Что ж, с последним не поспоришь, дорогу осилит идущий. Понятно, что тема экологии временно перестала быть модной, многие процессы модернизации под угрозой, но общественный запрос на чистый воздух никуда не делся, да и госфинансирование этого направления серьезно сокращать не планируют. Показательно, что даже на ПМЭФ-2022 в деловой программе целых пять сессий так или иначе были связаны с «зеленой» повесткой.

Правда, налицо некоторая дву­смысленность. С одной стороны, в условиях санкций власти выбрали абсолютно верную стратегию максимального снятия админист­ративного давления с бизнеса — в том числе и сокращения штрафов. С другой стороны, никакой борьбы за экологию без наказаний быть не может. И по этому направлению, судя по всему, особых поблажек не будет, если не считать некоторые сдвиги по срокам.

«Часто говорят, что штраф заплатить проще, чем быть экологичными. Но если мы не поменяемся, то будем жить на помойке. Мне вчера сказали, что я самый непопулярный у бизнеса чиновник. Но мы не червонец, чтобы всем нравиться, — заявила Светлана Радионова. — Да, пока экология это больше не про бизнес, а про служение. Денег на все не хватает, но государство сейчас много дает, никогда раньше такого не было. Все мы сейчас идем немного вслепую, все мы формируем новую отрасль. Но мы идем вперед! Никто из крупных компаний не ушел от экологических проектов. Да, бизнес медленно разворачивается, он хочет сохранить деньги. Всего 15 % штрафов выплачивают добровольно, остальное приходится взыскивать. Но мы взыскиваем. Общест­во, государство и бизнес — никто не может из этой цепочки себя исключить».

Со штрафами и отношением государства все понятно. Но до сих пор важным стимулом в этом плане было международное сотрудничество, которое в плане экологии задавало стандарты. Теперь этот стимул сильно ослабевает.

«Международное сотрудничест­во никто не отменяет, но наши западные коллеги сейчас встали в позу, скажем так. Мы спрашиваем: «Как вы хотите, чтобы мы выполняли климатические обязательства, если мы будем зажаты в доступе к финансам, к капиталам, технологиям?». «Как хотите, так и выкручивайтесь», — отвечают. Будем выкручиваться», — рассказал замминистра иностранных дел Александр Панкин.

Вместе с тем мир меняется, и роль Запада в экологической повестке уже не так велика, как раньше. На многих сессиях во время ПМЭФ обсуждалось, что в Азии, и особенно в Китае, теперь экологическим вопросам уделяют не меньше внимания, чем в Европе. Это относится и к такому важному вопросу, как учет углеродного следа.

«Очевидно, что мы сейчас активно разворачиваемся в сторону Азии. И ожидания наших новых партнеров не будут ничем отличаться от ожиданий ЕС. Мы понимаем, что трансграничный углеродный налог введут, и ряд позиций, которые сохраняются и попадают под этот налог, принесут в наш бюджет минус в 80 млрд долларов с 2026-го по 2050 год. Это по нашей оценке», — считает старший вице-президент по ESG Сбербанка Татьяна Завьялова.

Словом, от «зеленой» повестки бизнесу все равно не уйти, особенно в долгосрочной перспективе. В конце концов, нынешнее санкционное противостояние вряд ли будет вечным, а вот задачу сохранения ресурсов планеты не снимет никто и никогда.

#экология #бизнес #предприятия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 124 (7207) от 11.07.2022 под заголовком «Экология без хайпа».


Комментарии