В музее-заповеднике «Царское Село» запустили проект «Цветущий дворец»
Продлится он ровно год. Флористы создадут 12 цветочных композиций. Раз в месяц они будут выставляться в разных интерьерах Александровского дворца. В конце сентября первые композиции украсили Кленовую и Палисандровую гостиные на половине Александры Федоровны, а также Парадный кабинет и Приемную на половине Николая II.
ФОТО автора
Александровский дворец — великолепный памятник классицизма, творение Джакомо Кваренги. Но его ценность не только в архитектурной гармонии. Здесь творилась история. Дворец был любимым семейным домом последнего императора России Николая Второго и его супруги Александры Федоровны. Здесь было прожито несколько счастливых лет — с 1905‑го по 1917 год. Мир вокруг уже полыхал, а тут царила идиллия, которая вскоре превратилась в трагедию.
Когда в августе ковидного 2020‑го открывали после реставрации 13 залов Александровского дворца, сотрудники ГМЗ «Царское Село» обещали, что будут постоянно обновлять гортензию в Палисандровой гостиной. И свое обещание сдержали. История гортензии такова. Вскоре после того, как 1 августа 1917 года императорскую семью увезли из любимого дворца под конвоем в Тобольск, была выполнена фотофиксация всех интерьеров. Впоследствии эти снимки стали бесценными документальными свидетельствами при реставрации дворца и воссоздании интерьеров. На автохроме, запечатлевшем Палисандровую гостиную, мы видим гортензию в вазе. Снимали по горячим следам, цветок не успел увянуть. Точно неизвестно, какого цвета была гортензия, так радовавшая императрицу.
Может быть, голубой, как в стихотворении Райнера Марии Рильке «Гортензия»?
Соцветий голубой цвет —
отраженный,
Далекий свет неведомых светил,
От слез размытый, тусклый
и неверный.
Голубизна гортензий эфемерна.
Так пятна серо-желтые, бывает,
На голубой бумаге проступают.
В память об этой красивой и печальной истории одной из главных героинь «Цветущего дворца» стала именно гортензия. Команда дизайнеров-флористов под руководством Максима Лангуева создала изящные композиции, использовав гортензии сиреневого, голубого, белого и даже зеленого цветов, добавив колосья.
В приемной Николая II, на фоне темных деревянных панелей, в изящной темной вазе стоят ветки, увешанные крошечными райскими яблочками. А за букетом, в окне, видны деревья с пожелтевшими листьями.
Созданные командой дизайнеров-флористов композиции не имеют ничего общего с букетами из цветочных магазинов к различным торжествам, напоминающими кремовые торты. Они лаконичны, выразительны, изысканны и идеально вписываются в интерьеры стиля модерн, который иногда называют последним вздохом умирающего столетия. Как известно, в декоре на рубеже XIX – XX веков были распространены цветочные мотивы — извилистые длинные стебли, лилии, ирисы, орхидеи.
Все это заметно и в интерьерах Александровского дворца, которые также отражают личные вкусы императорской четы. В Кленовой гостиной основным мотивом в декоре стала роза. Мы видим ее в прихотливо изогнутых гирляндах из серого клена. Заказывая архитектору Роману Мельцеру кабинет, императрица Александра Федоровна дала ему ветку сирени. Чтобы решил интерьер в сиреневом и розовато-лиловом. Архитектор исполнил просьбу императрицы, и кабинет напоминает кукольный домик Барби. Александра Федоровна любила сирень. И в память об этом увлечении музейные сотрудники возродили традицию украшать букетами сирени дворец. Причем не только в конце мая, когда наступает пора цветения, но и в разгар зимы.
Сирень выращивается в музейных оранжереях. Высаживают кусты осенью, а готовить к пробуждению начинают в декабре. Это похоже на чудо, но сирень благодаря мастерству садоводов действительно зацветает в январе и до марта благоухает во дворце.
К Пасхе, как и в прошлом году, интерьеры дворца украсят нарциссами, гиацинтами, фрезиями, гвоздиками и гипсофилами.
Все растения, которые стоят на столах и жардиньерках в дворцовых залах, соответствуют историческим документам. Они сохранились, и благодаря им известно, какие именно цветы поставлялись для императорского дворца.
Эти букеты будут сочетаться с декоративными композициями, которые станут создавать флористы. Каждая из композиций будет связана с историей Александровского дворца и жизнью семьи последнего российского императора в царскосельской резиденции. Источниками вдохновения станут исторические факты, растительные мотивы в декоративной отделке интерьеров, документальные свидетельства — фотографии, автохромы, живописные работы. Цветочный марафон — еще один повод приехать в Александровский дворец, где отменили зиму и царит вечная весна.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (7514) от 03.10.2023 под заголовком «Гортензия не увянет никогда».
Комментарии