Современные умельцы продлевают жизнь сооружениям талантливых мостостроителей прошлого

Только в устье Невы насчитывается без малого три с половиной сотни мостов, а с пригородами их и того больше. И все эти переправы нуждаются в постоянном уходе, как и набережные, путепроводы, эстакады, транспортные и пешеходные тоннели, которые также обслуживает ГБУ «Мостотрест». Что удалось сделать в этом году, поддерживая их в рабочем состоянии? На этот и другие вопросы отвечает кандидат технических наук Всеслав ВОРОНИН, возглавивший недавно это предприятие.

Современные умельцы продлевают жизнь сооружениям талантливых мостостроителей прошлого | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Полувековой запас

— Всеслав Владимирович, как часто мостам необходим ремонт?

— Это зависит от возраста сооружения и его конструктивных особенностей. А еще от материалов, которые были использованы при возведении объекта, и транспортной нагрузки, которую он испытывал длительное время. В общем, здесь множество факторов.

Современные мосты строятся с запасом прочности не менее пятидесяти лет. Но нужно понимать, что это довольно условная цифра. Математически точно рассчитать степень их «живучести» вряд ли удастся. Ведь факторы, влияющие на этот показатель, могут меняться: жизнь вносит свои коррективы. К тому же у каждого конструктивного элемента переправы — свой срок службы.

Как всякое сооружение, выполняющее ответственную задачу, мост нуждается в постоянном уходе. Наши специалисты моют и красят его составные части, проверяют и смазывают механизмы. За всеми нашими объектами закреплены инженеры по надзору. При выявлении дефектов они выдают наряд-задание на их устранение: скажем, нужно поменять выработавшие свой ресурс износившиеся детали. А где‑то требуется заменить асфальтобетонное покрытие. Все это позволяет увеличить срок службы объекта и отдельных его элементов.

Но если специальные обследования покажут, что пришла пора более основательного обновления сооружения, придется закрыть его на ремонт. Нужно, чтобы переправа или путепровод гарантированно обеспечивали безопасное передвижение людей и транспорта, в целом отвечали бы современным требованиям.

— И сколько же объектов находится в ведении «Мостотреста»?

— Из года в год эта цифра меняется. Сейчас мы обслуживаем 826 искусственных сооружений. В том числе 447 мостов, восемнадцать из них разводные, и 75 путепроводов.

Выходя на них с ремонтом, мы увязываем свои планы с действиями реставрационных мастерских и городских предприятий, отвечающих за модернизацию инженерных коммуникаций, ремонт улично-дорожной сети и т. д. Логика здесь простая: если уж приостанавливать работу объекта, то нужно выполнить за это время все сопутствующие работы комплексно в максимально полном объеме.

Свыше 250 петербургских мостов и набережных при этом являются объектами культурного наследия. К их содержанию и ремонту КГИОП предъявляет особые требования, касающиеся сохранения исторического облика. С представителями этого комитета мы взаимодействуем на всех этапах работ, связанных с ремонтом и реставрацией, начиная с проектирования.

Хотя, на мой взгляд, каждый объект, находящийся на нашем попечении, требует при ремонте особого подхода и мастерства. Каждый по‑своему интересен и неповторим. Но прежде чем взяться за него, пов­торю, наши инженеры обследуют сооружение и дают заключение о его техническом состоянии. Укажут, можно ли дальше безопасно его эксплуатировать или пора взяться за ремонт.

Три минуты на подъем

— Какие городские мосты были восстановлены в этом году?

— Начну с Биржевого, перекинутого через Малую Неву. Капитальный ремонт этой значимой 240‑метровой разводной переправы длился больше двух лет. За это время подрядчик обновил ее береговые опоры, заменил пролетные строения и противовесную систему. Отремонтировал главные балки и установил новое гидро- и электрооборудование. Словом, проделана немалая работа. И теперь этот мост, получивший вторую жизнь, можно поднять над нев­ской водой не за десять минут, как прежде, а за три.

Недавно специалисты покинули также Университетскую набережную, завершив ремонт участка протяженностью 330 метров между Кадетской и 4‑й линиями Васильевского острова. В этом месте, напротив Румянцевского сада, находится самый большой грузовой спуск к Неве, который нередко страдает от подъема речной воды и движения льда, а потому требует повышенного к себе внимания.

Отремонтировали гранитные ступени спуска у древнеегипетских сфинксов и обновили мостовую из диабаза на всем протяжении Румянцевского спуска. По архивным снимкам и чертежам восстановлен исторический откос, тянущийся вдоль стенки верхнего яруса, выполнены другие работы. На все ушло около года, и теперь эта часть набережной, излюбленное место прогулок петербуржцев и гостей города, вновь стала доступной.

Ремонтные работы завершились и на Красном мосту: мы «реанимировали» его пролетное строение, очистили гранитные элементы и отреставрировали старинные перила. В обновленном виде после схожих работ предстали также арочный Нижний Лебяжий мост, что у Летнего сада, и балочный Мало-Калинкин мост, соединяющий Коломенский и Покровский острова. А также Варшавский, Семеновский, Митрофаньевский, Головинский и другие мосты.

В поле зрения наших специалис­тов попадают и переправы, расположенные за пределами исторического центра города. Так, не столь давно после капремонта открылся Рыбацкий мост, который двадцать лет был закрыт для автомобильного движения. На этом сооружении длиной 139 метров, соединяющем берега реки Славянки, подрядчик укрепил откосы и обновил опоры, заменил балки пролетного строения, установил новое освещение и т. д.

— Набережные тоже «молодеют»?

— Несомненно. Большой ­объ­ем работ был выполнен в 2023‑м на многих городских каналах и реках. Так, мы обновили участки набережных рек Фонтанки (напротив домов № 31 – 35) и Мойки — между Поцелуевым и Краснофлотским мостами. На этих объектах укрепили свайное основание, заново обустроили стенки набережных, восстановили исторический вид гранитных и металлических компонентов.

Масштабные работы, связанные с капитальным ремонтом, продолжаются на Свердловской набережной и большом участке набережной канала Грибоедова — от Вознесенского проспекта до Подьяческого моста. Они охватывают и более крупный, протяжностью 715 метров, участок набережной Обводного канала — от протоки «Французского ковша» до Атаманского моста. Кроме того, мы заменили в этом году асфальтобетонное покрытие Малоохтинского моста и Бугровского путепровода, автодорожных тоннелей Обводного канала под так называемыми Американскими мостами. А также транспортного тоннеля на Пулковском шоссе, ведущего к «Экспофоруму», и путепровода в створе Приморского проспекта и Приморского шоссе…

— А ямочный ремонт?

— Подобные места инженеры нашей надзорной службы тоже выявляют в ходе обследования. Иногда о дефектах дорожного полотна мы получаем информацию из социальных сетей, в нашу диспетчерскую службу поступают также сообщения от автомобилистов и горожан, живущих поблизости. Такие работы мы проводим силами аварийно-дежурного управления и других подразделений нашего предприятия.

Конечно, это временная, вынужденная мера — ямочный ремонт не заменит полного обновления асфальтобетонного покрытия на объекте. Но позволит снизить на нем аварийность, пока он не войдет в адресную программу полноценного ремонта, формирующуюся на три года, — на ряде крупных объектов нельзя уложиться в один год, а то и двух бывает мало.

За десять месяцев текущего года мы восстановили своими силами 9,5 тысячи кв. метров дорожного полотна. Имеется в виду и ремонт дорожной одежды с нарезанием карт (технология, применяемая при укладке холодного асфальта), и полная замена покрытия дорог на отдельных объектах. Например, на мосту через реку Малую Сестру по пути к сестрорецкому санаторию «Белые ночи».

С начала года сотрудники «Мосто­треста» восстановили, кроме того, 1,3 тыс. кв. метров гранитной обли­цов­ки мостовых сооружений, 533,4 кв. мет­ров откосов набережных и 517 мет­ров гранитных ступеней, ведущих к воде. Это не считая других работ…

Тоннель под каналом

— Годовая программа была у вас, как вижу, напряженной…

— Она в отличие от навигации еще не завершена — окончательные итоги подведем позже. В настоящее время ремонтные работы продолжаются на нескольких объектах, среди них 2-й Лаврский мост, переброшенный около Александро-Нев­ской лавры через реку Монастырку, Кронверкский, соединяющий берега одноименного пролива, а также Шлиссельбургский автодорожный арочный мост на Обводном канале.

В целом программа-2023 включает по всем видам работ 48 мостов, путепроводов, тоннелей и других объектов. На их капитальный ремонт из городского бюджета в этом году выделено без малого 2,1 млрд рублей, а работы по текущему ремонту оцениваются почти в 0,6 млрд рублей. В следующем году город намечает направить на те же цели, соответственно, 2,4 млрд рублей и еще почти полмиллиарда — на расходы по текущему ремонту объектов, находящихся у нас на содержании.

— Сколько раз в эту навигацию разводили мосты?

— На Неве разводка мостов началась 10 апреля и завершилась 30 ноября. За это время по реке прошло, по нашим подсчетам, 1590 судов — практически столько же, как и год назад. А разводные мосты, помогая судоходству, поднимали свои пролеты над невскими водами 2260 раз — несколько больше, чем в предыдущий навигационный сезон.

— Что можно сказать про адресную программу-2024?

— Она находится в стадии формирования, комментировать ее рановато. Скажу только, что мы планируем завершить ряд крупных объектов. Включая капремонт (2,2 тыс. погонных метров) Свердловской набережной, где кроме машин передвигаются пешеходы и велосипедисты. Она вой­дет в строй после ремонта и благо­устройства в третьем квартале.

Продолжится ремонт набережной реки Фонтанки возле Аничкова дворца. В ходе обследования специалисты зафиксировали там разрушение бутовой кладки и другие дефекты (сколы на тумбах и плитах облицовки, просадка гранитного мощения с «раскрытием» швов между плитами и т. д.), требующие исправления. Повреждения в этом месте возникли в том числе из‑за многочисленных ремонтов дороги, пере­устройства инженерных сетей и коммуникаций.

Кроме того, в следующем году мы собираемся завершить ремонт 1‑го Зимнего моста, обновим Кронверкский, Каменный, Эрмитажный и Прачечный, а также упомянутый участок набережной канала Грибоедова и другой, на Дворцовой набережной. Замену асфальта ждут Большеохтинский и Володарский мосты, автомобильный тоннель под Морским каналом на Финском заливе, соединяющий Гутуевский и Канонерский острова. Планируем также начать капитальный ремонт Большого Конюшенного моста и отдельных участков набережных реки Мойки, Адмиралтейского и Обвод­ного каналов.

— Большому Конюшенному в этом месяце исполняется 195 лет…

— И приведем в порядок этот объект культурного наследия, яркий образец мостового сооружения в стиле ампир. Проект его обновления готов и получил положительное заключение государственной экспертизы. Сколько времени займет ремонт, пока сложно сказать. Учитывая непростую конструкцию моста и большой объем намечаемых на нем реставрационных работ, думаю, на это потребуется около двух лет.

Между прочим, в следующем году значимые даты отметят несколько городских переправ, внешний вид которых явно не соответствует их возрасту. Так, Демидову мосту, который переброшен через канал Грибоедова, связывая Казанский и Спасский острова, исполнится 285 лет. Эта переправа и Почтамтский мост, которому «стукнет» ровно два века, — это один из первых цепных мостов Петербурга — находятся под охраной государства как объекты культурного наследия федерального значения.

Биржевой мост, детище наших талантливых предшественников, отметит скоро 130 лет, а мост Декабристов, построенный над Крюковым каналом (он соединяет Коломенский и Казанский острова), заставит вспомнить о себе в связи со своим 110‑летием. Полвека пройдет с момента последней реконструкции автодорожного Уральского моста через Смоленку… Убежден, что про эти грядущие юбилейные даты знают не только мостовики, но и многие горожане.

— Благодаря вашему порталу «Мосты Петербурга»?

— Ну, конечно. Недавно мы подсчитали, и вышло, что этот портал за несколько лет его существования посетили 13,5 млн человек. Причем ладно бы только россияне — красивые и своеобразные петербургские мос­ты с большой историей привлекают также представителей многих стран Европы и Азии, Латинской Америки и Африканского континента. А мобильное приложение, содержащее разную занимательную информацию о петербургских мостах и их снимки, установили на своих смартфонах уже более 150 тысяч человек.

Кстати, другой наш специальный проект «Мосты осажденного города» пополнится материалами в связи с предстоящим в январе 80‑летием со дня полного освобождения Ленинграда от блокады. Новые документы и фотографии, касающиеся ленинградских мостов, мы представим на выставке в Музее мостов, при­уроченной к этой серьезной и важной для города дате.

#мост #работы #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (7565) от 13.12.2023 под заголовком «Трудяги без возраста».


Комментарии