Кольцо памяти. Будущее Музея блокады Ленинграда прояснилось

Пока шли разговоры о создании нового музея блокады на Смольной набережной, судьба прежней экспозиции в Соляном городке казалась туманной. Теперь, когда мегапроект фактически закрыт, стало понятно, что главный Музей обороны Ленинграда все-таки будет там, где он и создавался семьдесят пять лет назад.

Кольцо памяти. Будущее Музея блокады Ленинграда прояснилось  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как известно, выставка «Героическая оборона Ленинграда» открылась в Соляном городке 30 апреля 1944 года. В октябре следующего года ее преобразовали в музей республиканского значения. В ходе «Ленинградского дела» он был закрыт, при этом многие экспонаты списаны и уничтожены. В апреле 1989 года исполком Ленгорсовета принял решение восстановить музей, однако, поскольку большинство помещений Соляного городка занимали военные учреждения, для него выделили лишь небольшую часть. Там экспозиция и открылась 8 сентября 1989-го, с тех пор она постоянно пополнялась и модернизировалась. Прошлым летом ее пришлось закрыть: помещениям потребовались ремонт и научная реставрация.

Сейчас процесс уже подходит к концу, в чем убедились корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей», побывавшие в здании в Соляном переулке.

Шум, грохот, пыль, строительная суета... Поднимаешься по лестнице на второй этаж и буквально замираешь при виде огромного и пока еще пустого зала, где последние тридцать лет находилась основная экспозиция.

- Мы тоже ахнули, когда раскрылась его архитектура: настолько она величественна и торжественна, - подтверждает директор музея Елена Лезик. - А под самым потолком реставраторы совершенно неожиданно обнаружили несколько надписей, оставшихся от находившегося здесь до революции Кустарного музея. Они очень хорошо читаются: «Морской зверобой» и «Рыболовство юг».

Надписи, уцелевшие под несколькими слоями краски, конечно, тематически выбиваются из темы блокады, но их решили тоже сделать своего рода экспонатами - как свидетельства истории бытования этого здания, построенного в самом начале ХХ века архитектором Петром Трифановым. А под главной лестницей, где прежде было складское помещение, реставраторы раскрыли историческую напольную плитку - ровесницу здания. Ее тоже представят как реликвию эпохи.

- За всю более чем столетнюю историю здания, как нам удалось выяснить в ходе реставрации, внутренние стены меняли цвет не менее пяти раз. Поэтому в итоге мы приняли решение, чтобы он соответствовал уже принятому дизайнерскому оформлению новой экспозиции. Цвет будет благородным светло-серым, - поясняет Елена Лезик.

В главном зале воссоздали дубовый паркет, который был здесь век назад. А на первом этаже положили копию белой метлахской плитки с серыми ромбиками - вместо той, что была настелена в советское время. Каждый шаг реставраторов контролирует КГИОП, поскольку постройка является объектом культурного наследия федерального значения.

- Практически все квадратные метры, которыми мы сегодня располагаем, теперь отданы под экспозицию, - говорит директор музея. - В том числе и бывший кабинет директора с приемной: теперь там будет дополнительный выставочный зал. Нам удалось это сделать, поскольку власти города приняли решение выкупить помещения на верхнем этаже у структуры Министерства обороны. Раньше там находилась гостиница, теперь планируются фондохранилища и рабочие кабинеты сотрудников.

Новая экспозиция будет значительно отличаться от предыдущей, но сохранит ее дух и традиции. С первых шагов посетитель окажется в атмосфере Ленинграда, только что освобожденного от блокады. В светлом, праздничном, торжественном пространстве, наполненном эйфорией победы... Но когда он поднимется на второй этаж, то попадет в залы, главной темой которых будет цена этой победы.

- В основе новой экспозиции - серьезный научный фундамент. Мы привлекли исследователей блокады и битвы за Ленинград, каждый из которых отвечает за тему, которую досконально изучает, - поясняет Елена Лезик.

Назовем лишь несколько имен: многие из этих историков хорошо знакомы и нашим читателям, поскольку выступали на страницах газеты. Это Алиса Амосова и Кирилл Болдовский (они изучают управление городом в блокаду), Борис Белозеров (его тема - подготовка к внутренней обороне города и битва за Ленинград), Анастасия Зотова (экономика), Виктор Иванов и Станислав Бернев (НКВД в блокадном городе). Экспертами-рецензентами выступают ученые Института истории СПбГУ.

Главный зал будет многофункциональным. В центре его появится «кольцо памяти», где можно будет услышать звуки осажденного Ленинграда, фрагменты Седьмой симфонии Шостаковича, а на стенах прочитать цитаты из блокадных дневников и других свидетельств эпохи. При необходимости это пространство будет трансформироваться в камерную сцену и зрительный зал.

В угловой части зала, где раньше были кабинеты сотрудников, разместится медиатека. Там будет обеспечена точка доступа к электронным информационным ресурсам, посвященным Второй мировой войне и блокаде Ленинграда, а также появится возможность ознакомиться с оцифрованными предметами из коллекции музея. Предусмотрены рабочие места для посетителей, напоминающие по дизайну чертежные кульманы. 

- Окна, прежде задрапированные тканью, будут раскрыты, и зал предстанет совершенно в ином виде. Причем проемы выполнят роль информационных носителей: на каждое будет проецироваться динамическое либо статическое изображение блокадного города, - поясняет Елена Лезик.

Кстати, когда после войны Музей обороны занимал почти весь Соляной городок, в этом зале рассказывалось о промышленности осажденного Ленинграда. В центре стояла громадная скульптура литейщиков, а в торце - громадный, от пола до потолка, парадный портрет вождя народов...

В результате нынешней реставрации изменится и входная зона. Прежний гардероб, располагавшийся в полуподвальном помещении, был маленький, тесный, с низким потолком. Теперь там углубили полы почти на метр и создали комфортное пространство. Вообще многие работы касались чисто технических вопросов: были заменены устаревшие системы коммуникаций, электричества и водоснабжения.

Впрочем, не станем раскрывать все секреты: пусть интрига сохранится до 8 сентября нынешнего года, когда в день 78-й годовщины со дня начала блокады новая экспозиция должна быть открыта для посетителей. Горожане ждут этого события, беспокоятся, переживают. Практически каждый день звонят, интересуются. Между тем, пока идет ремонт, музей продолжает активно работать.

- Мы даже не предполагали, что наши передвижные выставки будут пользоваться таким успехом, - говорит Елена Лезик. - Они проходили в Доме офицеров, Академической капелле, культурно-досуговых комплексах «Каскад» и «Московский»...

За пределы Петербурга выставки тоже выезжали. Побывали во многих городах и весях, в том числе в Щелкове Московской области, Уфе, Ульяновске, Мурманске и даже за Полярным кругом. И за рубежом тоже - в Казахстане, Эстонии и США.

Что же касается Соляного городка, то Елена Лезик уверена: перспективы развития музея можно рассматривать только в связи с освобождением площадей, которые сейчас остаются в ведении Министерства обороны. Это комплекс зданий с огромным потенциалом. Здесь несколько внутренних дворов, которые стали бы музеями под открытым небом. Часть дворов можно превратить в атриумы.

- Меня радует активный диалог, который сейчас идет с военным ведомством, - отмечает Лезик. - И я уверена, что экспозиция, которая будет открыта 8 сентября, - еще один шаг к осуществлению цели. Ведь конечная задача - создать большой музей, сопоставимый по своим масштабам с тем, который был открыт в этих стенах в 1944 году. Это вовсе не мечты - это планы, которые должны реализоваться.

Впрочем, в перспективе - выйти и за пределы Соляного городка.

- Мы надеемся, что нам удастся создать в городе сетевой проект, в который войдут самые разные объекты, касающиеся обороны и блокады Ленинграда. Даже если они частные, общественные, народные проекты, - говорит Елена Лезик. - Это архипелаг памяти, который даст возможность показать масштабы событий в блокадном Ленинграде.

#история #блокада #наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 048 (6401) от 18.03.2019 под заголовком «Соляной. Кольцо памяти».


Комментарии