Шашечки на площадке. До «введения в эксплуатацию» нового закона о такси осталось всего ничего

Его основные положения заработают уже с 1 сентября. И они существенно трансформируют сферу таксомоторных перевозок, что, несомненно, ощутят на себе как игроки этого рынка, так и потребители услуги — то есть мы, рядовые пассажиры.

Шашечки на площадке. До «введения в эксплуатацию» нового закона о такси осталось всего ничего | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Начнем, впрочем, с новации, представленной недавно петербуржцам: в аэропорту «Пулково» заработала новая схема подачи такси. На первый взгляд, вполне разумная и для пассажиров удобная: к клиентам, заказывающим машину у онлайн-службы такси, машина приезжает очень быстро, в пределах одной-двух минут, поскольку ожидает вызова не где‑то в городе и не на подступах к воздушной гавани, а на специальной площадке в ста метрах от входа в аэропорт. Причем подадут вам первый борт из таксомоторной очереди и на первую же линию, где до сих пор останавливались только автобусы маршрутов № 39 и 39Э.

Такси2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


На практике, однако, удобство обернулось подорожанием: уехать быстро и с первой линии можно, лишь заказав машину по самым дорогим тарифам, в которых стоимость поездки стартует от 1,5 – 2 тыс. рублей.

Впрочем, глава городского комитета по транспорту Валентин Енокаев и генеральный директор управляющей аэропортом компании «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) Леонид Сергеев в ходе презентации новой схемы подачи такси пообещали распространить проект и на другие тарифы — хотя приходить такие машины будут все же на вторую линию. К тому же реконструкция аэропорта предполагает увеличение длины фасада терминала, так что машин будет помещаться больше, а значит, толчея и хаос на второй линии уйдут в прошлое.

Пока же они сохраняются. И на подступах к аэропорту по‑прежнему отстаиваются такси в ожидании заказа с поднятыми багажниками (чтобы номер не считал автомобиль-регистратор, фиксирующий нарушения ПДД). Это тоже до поры до времени. До тех пор, пока на обочинах не появятся стационарные камеры видеофиксации.

«Пулково» — только первая ласточка по внедрению новой схемы подачи такси. «Будем расширять перечень зон стоянок легкового такси на территории всего города», — заверил Валентин Енокаев.

Собственно говоря, специальные площадки для такси — требование нового закона, который вступает в силу с 1 сентября. Он запрещает «предложение о перевозке на территории аэропортов и вокзалов за пределами специально отведенных для этого мест». В нашем городе еще предстоит такое положение конкретизировать, разработав правила оказания услуг такси во всех крупных транспортных узлах города и способы организации электронной очереди для машин и пассажиров. В среде перевозчиков этот пункт вызывает тревогу. То, что позволено Юпитеру («Пулково» с его просторами вокруг), вряд ли будет возможно организовать «быкам» (Московскому, Финляндскому и прочим вокзалам, затиснутым в клещи узких дорог и тротуаров, уже сегодня перегруженных транспортом и людьми).

Перевозчики в регионах до последнего времени надеялись, что введение в действие ряда положений нового закона о такси перенесут на более поздние сроки. Но недавно в Минтрансе РФ заявили, что федеральная государственная информационная система легковых такси начнет функционировать в установленные сроки, с 1 сентября 2023 года. «Проводимая работа и ее текущие результаты свидетельствуют о своевременном запуске ФГИС «Такси» и отсутствии необходимости переноса сроков вступления в силу положений федерального закона № 580‑ФЗ в части, касающейся ее работы», — приводит ТАСС ответ заместителя министра транспорта Валентина Иванова.

Готовы ли перевозчики? По информации комитета по транспорту, в Петербурге на сегодняшний день насчитывается более 31,7 тыс. разрешений на таксомоторные перевозки (в августе 2021‑го было 25,4 тыс., 2022‑го — 22,8 тыс.). Около трети из них были выданы в этом году. Процесс легализации таксистов ускоряется с приближением времени «Ч»: за весь июль комтранс выписал 2,3 тыс. таких разрешений, за десять дней августа — более 2 тысяч.

Более 80 % разрешений получают компании. Успеют ли индивидуальные предприниматели и самозанятые, планирующие работать таксистами, вскочить в последний вагон до 1 сентября? Планируют ли они вообще легализоваться по новым правилам или намерены с сентября трудиться в тени? Или водители-частники, самозанятые и ИП, в основной своей массе решат уйти под крыло таксопарков-юрлиц?..

Последнее, кстати, весьма вероятно: в одиночку водителю станет непросто выполнять все требования 580‑ФЗ.

Ведь нужно будет не только зарегистрироваться и получить разрешение на работу, но и вести журналы учета рабочего времени, заполнять путевые листы, ежедневно перед рейсом проходить медосмотры и показывать свою машину механикам…

Насчет мед- и техосмотров у участников рынка больше всего вопросов, ведь для их организации нужны лицензии, соответствующие всем требованиям законодательства: медицинский кабинет и пункт техосмотра, персонал со всеми удостоверениями квалификации. Можно также заключить договор с лицензированными организациями, оказывающими услуги по проведению предрейсовых и послерейсовых мед- и техосмотров и выдающими подтверждающие документы. Судя по всему, нынешней осенью такого рода бизнес пойдет в гору.

Не все знают, но действие разрешения на работу в такси может быть приостановлено — например, из‑за отсутствия специального полиса ОСАГО перевозчика. Или даже аннулировано, причем из‑за нарушений, которые сами водители пока не считают такими уж критичными. Например, в случае, если полис ОСАГО у водителя не появился после приостановки действия разрешения из‑за отсутствия страховки. Или если заказ взял один человек, а исполнял на его машине другой. Или если водитель повторно в течение года брал заказы и работал на территории не того субъекта, в реестре которого он зарегистрирован, а другого, может быть, соседнего…

Все эти нормы нового закона работники сферы таксомоторных перевозок испытают на себе очень скоро.


#такси #закон #тарифы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (7490) от 30.08.2023 под заголовком «Шашечки на площадке».


Комментарии