Реформа против маршруток. Почему «Пазики» не исчезли с улиц Петербурга?

Полмесяца, как мы навсегда попрощались с маршрутками. Привычные «Пазики» порой еще мелькают на улицах Петербурга, особенно смело они продолжают раскатывать на окраинах. Власти устраивают рейды, составляют протоколы об административных нарушениях и даже арестовывают автобусы. Но искоренить нелегалов полностью пока не удается. Да и пассажиры зачастую на стороне тех, кто вывозит их от дома до метро — пусть без удобств и льгот, зато быстро. Вот и откликаться на призывы сообщать о нарушителях они не спешат.

Реформа против маршруток. Почему «Пазики» не исчезли с улиц Петербурга? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Оборотистые нелегалы

Комитет по транспорту как может пресекает деятельность нелегальных перевозчиков. Арестованы и помещены на специализированную стоянку автобусы, курсировавшие по упраздненным маршрутам К-108А и К-202. У станции метро «Площадь Александра Невского» было изъято 54 автобуса. Еще 30 «шаттлов» до Кудрова обнаружились у станции метро «Улица Дыбенко». Были зафиксированы К-404 и К-115. В Пушкинском и Московском районах незаконно работают перевозчики «АТП» и «АТП № 1» — их маршрутки курсируют под видом заказных перевозок, однако водители сажают и высаживают пассажиров на протяжении всего пути, принимая плату за проезд наличкой или переводом по номеру телефона. Они работают в утренние и вечерние пиковые часы на маршрутах от станции метро «Купчино»: К-190 (до п. Ленсоветовский), К-174 и К-202 (в г. Пушкин, микрорайон Славянка), К-222 (п. Шушары), К-180 (г. Пушкин, железнодорожный вокзал — г. Пушкин, микрорайон Славянка) и К-545А (г. Пушкин — г. Павловск — п. Пудомяги).

Некоторые действия структур, контролирующих транспортное обслуживание, приносят свои плоды, но результаты, скорее всего, временные.

У нас появился нелегальный маршрут от площади Александра Невского до Единого центра документов, — рассказывает врио председателя комитета по транспорту Петербурга Валентин Енокаев. — Но мы оперативно вышли с контролем, усилили 55-й и 169-й маршруты. Это привело к тому, что нелегал ушел. А 202-й маршрут — это обслуживание Шушар. Шушары, Славянка — старая проблема, которая решится, когда заработает новая трамвайная линия и будет передана городу вся улично-дорожная сеть. Но и сейчас там есть городские маршруты… Вопрос в  том, как  работают эти городские маршруты. Вот что пишет один из петербуржцев: «В пятницу ехал в Шушары на К-222 около 18 часов. Он опередил три (!) автобуса № 190, стоявших в глухой пробке с интервалом 50 метров. Мне как простому обывателю домой хочется быстрее после работы. Увы, официальные маршруты этого не в силах предложить, а трамвай только в мечтах».

Требуется корректировка

Тема «медленной езды» по новым маршрутам — одна из самых критических в дискуссии петербуржцев о реформе:

Средняя скорость очень разная заложена: от 12 км/ч на 246-м до 19 км/ч на 222-м или 256-м. Но логика действительно непонятна… 275-й правда медленный, он седьмой с конца по скорости. Тут жалобы бесполезны: расписание. У  № 246 оно реально растянутое до предела.

Вчера ехал по  Тихорецкому проспекту на 275-м (бывший К-10. — Прим. ред.) — водитель реально почти спал, оперевшись локтями на  руль на  скорости до 30 км/ч. Понятно, что пассажирам это не нравится. А вы представьте себя на месте водителя, который целый день в этой «детской карусели» катается…

Еду в 246-м — пешеходы идут быстрее! Пыталась оставить жалобу на «горячей линии», мне сказали ждать 26 минут на линии… Пока мы плелись, еще одна женщина стала звонить «Организатору перевозок» — ей повезло больше, она была пятой в очереди, тоже оставила претензию. Для бывших пассажиров маршруток медлительность «социала» остро ощущается. Выход, увы, один. Писать, звонить, чтобы обратили внимание на глас народа…

Посмотрел средние скорости всех маршрутов в городе. Самый медленный — трамвай № 3, средняя скорость 10,8 км/ч. 246-й автобус на четвертом месте с 12,0 км/ч. Из новых медленных есть еще № 275 (12,3 км/ч) и № 52 (13,4 км/ч), у остальных в основном 14+. Самые быстрые из городских автобусов почему-то № 154А (21,3 км/ч) и № 48 (20,5 км/ч). Самый быстрый трамвай — № 63 (19,5 км/ч), троллейбус — № 37 (17,4 км/ч).

Из  Петергофа до станции метро «Ленинский проспект» раньше ехали 30 минут сидя в маршрутке, сейчас минимум 50 — стоя. Разницу чувствуете?»

Количество сидячих мест в «Пазике» и «ЛиАЗе» одинаковое, но «ПАЗ» за один рейс «ЛиАЗа» успевает сделать два. Поскольку вместимость «ЛиАЗа» в два раза больше, чем «Пазика», он и ходит в два раза реже. Итого получаем в четыре раза меньше сидячих мест.

По словам Валентина Енокаева, новую маршрутную сеть строили на основании матрицы транспортного спроса. Но как раз с этим возникли сложности: маршрутки работали преимущественно с наличными, не афишируя доходы и количество перевезенных людей, деньги оставались у перевозчиков, поэтому невозможно было понять реальные пассажиропотоки.

Мы не знали запросов на перевозки полностью, потому что маршрутки работали с налом, — говорит Енокаев. — Сейчас исходим из реальной оплаты проезда пассажирами и их пожеланий-предложений, поступающих в наш комитет и «Организатору перевозок».  На основании этого корректируем сеть. Уже внесено порядка 80 изменений — как по расписаниям, так и по трассам. На основании обращений пассажиров и сложившихся пассажиропотоков 20 новых маршрутов изменились с момента запуска — с 15 июля.

Инвестиции не только в подвижной состав

В процессе реформы перевозчики столкнулись с задачами и вызовами, с какими прежде не встречались.

Мы должны инвестировать не  только в  подвижной состав, но и в инфраструктуру — мойки, заправки, диспетчерское регулирование, — говорит директор по организации перевозок «Вест-Сервиса» Роман Юренев. — С этим мы справились. Впервые столкнулись с автобусами на сжиженном природном газе (у нас таких около 70 %, остальное — на компримированном газе). Этот опыт тоже давался не без проблем… Теперь будем заниматься корректировкой своей работы для удобства пассажиров.

У холдинга «Третий парк» (работавшего по всему Петербургу с середины 1990-х годов, а теперь обслуживающего преимущественно север города), по словам заместителя генерального директора по перевозкам Антона Вальшина, более 900 автобусов на газомоторном топливе. Машины неплохие, но усиленно учить водителей и техперсонал обращению с ними перевозчику пришлось.

Так же как и компании «Такси», которая вышла на маршруты только сейчас, в рамках третьего этапа. Изначально это была действительно таксомоторная компания, но уже с 1990-х годов она, по словам гендиректора Татьяны Калюжной, «работает автобусами». Только раньше у «Такси» было около двухсот дизельных бортов, а сегодня осталось 60 газовых. Как рассказала Татьяна Калюжная, проблем было много — с обеспечением автобусов заправкой, обучением водителей, но справились вроде неплохо.

В сумме маршрутов у нас стало меньше и единиц тоже, но автобусы большой вместимости, так что общая провозная способность все равно стр. 1 » выросла, — говорит гендиректор «Такси».

А новичок в Петербурге, компания «Домтрансавто», возит пассажиров с начала первого этапа, с апреля.

У нас тоже не обошлось без трудностей: пришлось самим строить и моечную, и топливную инфраструктуру, и осваивать 550 новых «МАЗов», но все вроде получается, — говорит заместитель генерального директора по управлению проектами «Домтрансавто» Евгений Старшинов.

Это у «Домтрансавто» во время рейсов сгорели два автобуса «МАЗ» (за ними задымились два «ЛиАЗа» «Третьего парка»).

Был проведен стопроцентный аудит парка — всех 414 единиц. Все возможные профилактические действия совершены, — отчитался Старшинов.

А Валентин Енокаев его дополнил:

По предварительной оценке, причины возгорания разные. Мы все перепроверили, провели полный аудит всех новых автобусов. Системной причины установить не удалось, но экспертиза еще не закончена.

Штат контролеров будет увеличен

Новая модель транспортного обслуживания предусматривала несколько маршрутов в полуэкспрессном режиме: часть из них мы откорректировали, пересматриваем и нормирование скоростей, — говорит заместитель директора «Организатора перевозок» Павел Адарич. — Это не разовая, а долгая, я бы сказал — регулярная, работа.

Как пример Адарич приводит 259-й маршрут, где число бортов увеличили почти на четверть.

Случаев, по которым транспортные власти могли бы штрафовать перевозчика за нарушение условий контракта (невыход в рейс, опоздание, неработающие валидаторы и т. д.), становится, по словам чиновников, все меньше.

Когда поступает обращение — «автобус работает плохо», мы разбираемся, — говорит Адарич. — Большая часть жалоб касается не планирования, чаще причина в том, что что-то случилось — пробка или нештатная ситуация на маршруте, и из-за этого происходит сбой в расписании или отклонение от трассы.

Дисциплинированнее, по его словам, стали и пассажиры. В основном оплата производится «Подорожниками», электронными проездными и банковскими картами. Безбилетников совсем немного.

В среднем безбилетников у нас выявляется около 7 %, из них 5 % — те, кто просто не приложил льготный или единый билет к валидатору, — поясняет Адарич. — Настоящих зайцев менее 2 %. На них составляем акты.

Пока в городе работают около 300 контролеров, в скором времени их штат увеличат до 600.

По мнению временного главы комитета по транспорту, горожане достаточно быстро разобрались с переменами:

По первому этапу жалоб и предложений было гораздо больше, — отметил Валентин Енокаев, не приведя, правда, в подтверждение своих слов какой-либо статистики.

В ТЕМУ

Перевозчики получили от производителей не все из тех 2,8 тыс. единиц новой техники, которые должны были заработать с 15 июля. Ситуацию пришлось исправлять 378 старым машинам, которые, по данным комитета по транспорту, составляют сегодня 15 % парка новой модели транспортного обслуживания. В комитете уверены, что до 15 ноября все новые автобусы прибудут в город и выйдут на линии.


#транспорт #транспортная реформа #маршрутки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (7221) от 29.07.2022 под заголовком «Время уйти от матрицы».


Комментарии