Реформа против маршруток. Почему «Пазики» не исчезли с улиц Петербурга?
Полмесяца, как мы навсегда попрощались с маршрутками. Привычные «Пазики» порой еще мелькают на улицах Петербурга, особенно смело они продолжают раскатывать на окраинах. Власти устраивают рейды, составляют протоколы об административных нарушениях и даже арестовывают автобусы. Но искоренить нелегалов полностью пока не удается. Да и пассажиры зачастую на стороне тех, кто вывозит их от дома до метро — пусть без удобств и льгот, зато быстро. Вот и откликаться на призывы сообщать о нарушителях они не спешат.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Оборотистые нелегалы
Комитет по транспорту как может пресекает деятельность нелегальных перевозчиков. Арестованы и помещены на специализированную стоянку автобусы, курсировавшие по упраздненным маршрутам К-108А и К-202. У станции метро «Площадь Александра Невского» было изъято 54 автобуса. Еще 30 «шаттлов» до Кудрова обнаружились у станции метро «Улица Дыбенко». Были зафиксированы К-404 и К-115. В Пушкинском и Московском районах незаконно работают перевозчики «АТП» и «АТП № 1» — их маршрутки курсируют под видом заказных перевозок, однако водители сажают и высаживают пассажиров на протяжении всего пути, принимая плату за проезд наличкой или переводом по номеру телефона. Они работают в утренние и вечерние пиковые часы на маршрутах от станции метро «Купчино»: К-190 (до п. Ленсоветовский), К-174 и К-202 (в г. Пушкин, микрорайон Славянка), К-222 (п. Шушары), К-180 (г. Пушкин, железнодорожный вокзал — г. Пушкин, микрорайон Славянка) и К-545А (г. Пушкин — г. Павловск — п. Пудомяги).
Некоторые действия структур, контролирующих транспортное обслуживание, приносят свои плоды, но результаты, скорее всего, временные.
— У нас появился нелегальный маршрут от площади Александра Невского до Единого центра документов, — рассказывает врио председателя комитета по транспорту Петербурга Валентин Енокаев. — Но мы оперативно вышли с контролем, усилили 55-й и 169-й маршруты. Это привело к тому, что нелегал ушел. А 202-й маршрут — это обслуживание Шушар. Шушары, Славянка — старая проблема, которая решится, когда заработает новая трамвайная линия и будет передана городу вся улично-дорожная сеть. Но и сейчас там есть городские маршруты… Вопрос в том, как работают эти городские маршруты. Вот что пишет один из петербуржцев: «В пятницу ехал в Шушары на К-222 около 18 часов. Он опередил три (!) автобуса № 190, стоявших в глухой пробке с интервалом 50 метров. Мне как простому обывателю домой хочется быстрее после работы. Увы, официальные маршруты этого не в силах предложить, а трамвай только в мечтах».
Требуется корректировка
Тема «медленной езды» по новым маршрутам — одна из самых критических в дискуссии петербуржцев о реформе:
— Средняя скорость очень разная заложена: от 12 км/ч на 246-м до 19 км/ч на 222-м или 256-м. Но логика действительно непонятна… 275-й правда медленный, он седьмой с конца по скорости. Тут жалобы бесполезны: расписание. У № 246 оно реально растянутое до предела.
— Вчера ехал по Тихорецкому проспекту на 275-м (бывший К-10. — Прим. ред.) — водитель реально почти спал, оперевшись локтями на руль на скорости до 30 км/ч. Понятно, что пассажирам это не нравится. А вы представьте себя на месте водителя, который целый день в этой «детской карусели» катается…
— Еду в 246-м — пешеходы идут быстрее! Пыталась оставить жалобу на «горячей линии», мне сказали ждать 26 минут на линии… Пока мы плелись, еще одна женщина стала звонить «Организатору перевозок» — ей повезло больше, она была пятой в очереди, тоже оставила претензию. Для бывших пассажиров маршруток медлительность «социала» остро ощущается. Выход, увы, один. Писать, звонить, чтобы обратили внимание на глас народа…
— Посмотрел средние скорости всех маршрутов в городе. Самый медленный — трамвай № 3, средняя скорость 10,8 км/ч. 246-й автобус на четвертом месте с 12,0 км/ч. Из новых медленных есть еще № 275 (12,3 км/ч) и № 52 (13,4 км/ч), у остальных в основном 14+. Самые быстрые из городских автобусов почему-то № 154А (21,3 км/ч) и № 48 (20,5 км/ч). Самый быстрый трамвай — № 63 (19,5 км/ч), троллейбус — № 37 (17,4 км/ч).
— Из Петергофа до станции метро «Ленинский проспект» раньше ехали 30 минут сидя в маршрутке, сейчас минимум 50 — стоя. Разницу чувствуете?»
Количество сидячих мест в «Пазике» и «ЛиАЗе» одинаковое, но «ПАЗ» за один рейс «ЛиАЗа» успевает сделать два. Поскольку вместимость «ЛиАЗа» в два раза больше, чем «Пазика», он и ходит в два раза реже. Итого получаем в четыре раза меньше сидячих мест.
По словам Валентина Енокаева, новую маршрутную сеть строили на основании матрицы транспортного спроса. Но как раз с этим возникли сложности: маршрутки работали преимущественно с наличными, не афишируя доходы и количество перевезенных людей, деньги оставались у перевозчиков, поэтому невозможно было понять реальные пассажиропотоки.
— Мы не знали запросов на перевозки полностью, потому что маршрутки работали с налом, — говорит Енокаев. — Сейчас исходим из реальной оплаты проезда пассажирами и их пожеланий-предложений, поступающих в наш комитет и «Организатору перевозок». На основании этого корректируем сеть. Уже внесено порядка 80 изменений — как по расписаниям, так и по трассам. На основании обращений пассажиров и сложившихся пассажиропотоков 20 новых маршрутов изменились с момента запуска — с 15 июля.
Инвестиции не только в подвижной состав
В процессе реформы перевозчики столкнулись с задачами и вызовами, с какими прежде не встречались.
— Мы должны инвестировать не только в подвижной состав, но и в инфраструктуру — мойки, заправки, диспетчерское регулирование, — говорит директор по организации перевозок «Вест-Сервиса» Роман Юренев. — С этим мы справились. Впервые столкнулись с автобусами на сжиженном природном газе (у нас таких около 70 %, остальное — на компримированном газе). Этот опыт тоже давался не без проблем… Теперь будем заниматься корректировкой своей работы для удобства пассажиров.
У холдинга «Третий парк» (работавшего по всему Петербургу с середины 1990-х годов, а теперь обслуживающего преимущественно север города), по словам заместителя генерального директора по перевозкам Антона Вальшина, более 900 автобусов на газомоторном топливе. Машины неплохие, но усиленно учить водителей и техперсонал обращению с ними перевозчику пришлось.
Так же как и компании «Такси», которая вышла на маршруты только сейчас, в рамках третьего этапа. Изначально это была действительно таксомоторная компания, но уже с 1990-х годов она, по словам гендиректора Татьяны Калюжной, «работает автобусами». Только раньше у «Такси» было около двухсот дизельных бортов, а сегодня осталось 60 газовых. Как рассказала Татьяна Калюжная, проблем было много — с обеспечением автобусов заправкой, обучением водителей, но справились вроде неплохо.
— В сумме маршрутов у нас стало меньше и единиц тоже, но автобусы большой вместимости, так что общая провозная способность все равно стр. 1 » выросла, — говорит гендиректор «Такси».
А новичок в Петербурге, компания «Домтрансавто», возит пассажиров с начала первого этапа, с апреля.
— У нас тоже не обошлось без трудностей: пришлось самим строить и моечную, и топливную инфраструктуру, и осваивать 550 новых «МАЗов», но все вроде получается, — говорит заместитель генерального директора по управлению проектами «Домтрансавто» Евгений Старшинов.
Это у «Домтрансавто» во время рейсов сгорели два автобуса «МАЗ» (за ними задымились два «ЛиАЗа» «Третьего парка»).
— Был проведен стопроцентный аудит парка — всех 414 единиц. Все возможные профилактические действия совершены, — отчитался Старшинов.
А Валентин Енокаев его дополнил:
— По предварительной оценке, причины возгорания разные. Мы все перепроверили, провели полный аудит всех новых автобусов. Системной причины установить не удалось, но экспертиза еще не закончена.
Штат контролеров будет увеличен
— Новая модель транспортного обслуживания предусматривала несколько маршрутов в полуэкспрессном режиме: часть из них мы откорректировали, пересматриваем и нормирование скоростей, — говорит заместитель директора «Организатора перевозок» Павел Адарич. — Это не разовая, а долгая, я бы сказал — регулярная, работа.
Как пример Адарич приводит 259-й маршрут, где число бортов увеличили почти на четверть.
Случаев, по которым транспортные власти могли бы штрафовать перевозчика за нарушение условий контракта (невыход в рейс, опоздание, неработающие валидаторы и т. д.), становится, по словам чиновников, все меньше.
— Когда поступает обращение — «автобус работает плохо», мы разбираемся, — говорит Адарич. — Большая часть жалоб касается не планирования, чаще причина в том, что что-то случилось — пробка или нештатная ситуация на маршруте, и из-за этого происходит сбой в расписании или отклонение от трассы.
Дисциплинированнее, по его словам, стали и пассажиры. В основном оплата производится «Подорожниками», электронными проездными и банковскими картами. Безбилетников совсем немного.
— В среднем безбилетников у нас выявляется около 7 %, из них 5 % — те, кто просто не приложил льготный или единый билет к валидатору, — поясняет Адарич. — Настоящих зайцев менее 2 %. На них составляем акты.
Пока в городе работают около 300 контролеров, в скором времени их штат увеличат до 600.
По мнению временного главы комитета по транспорту, горожане достаточно быстро разобрались с переменами:
— По первому этапу жалоб и предложений было гораздо больше, — отметил Валентин Енокаев, не приведя, правда, в подтверждение своих слов какой-либо статистики.
В ТЕМУ
Перевозчики получили от производителей не все из тех 2,8 тыс. единиц новой техники, которые должны были заработать с 15 июля. Ситуацию пришлось исправлять 378 старым машинам, которые, по данным комитета по транспорту, составляют сегодня 15 % парка новой модели транспортного обслуживания. В комитете уверены, что до 15 ноября все новые автобусы прибудут в город и выйдут на линии.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (7221) от 29.07.2022 под заголовком «Время уйти от матрицы».
Комментарии