Ускорение на дорогах: на реформаторский проект планируют выделить 2 триллиона рублей

Проект обновленной программы «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» подготовлен в Смольном. Документ определяет, что предстоит сделать до 2029 года, в реализацию программы намечено вложить порядка 2 триллионов рублей. На эти деньги планируется создать дублеры основных магистралей, построить мосты через Неву, обновить подвижной состав вагонов метро и парков трамваев, троллейбусов, автобусов. Одной из проблем названа низкая скорость на дорогах города, в особенности общественного транспорта.

Ускорение на дорогах: на реформаторский проект планируют выделить 2 триллиона рублей  | ФОТО Алексея СМЫШЛЯЕВА/ТАСС

ФОТО Алексея СМЫШЛЯЕВА/ТАСС

Специалисты подсчитали, что в центре Северной столицы средняя скорость передвижения на автомобиле не превышает 10 – 15 км/час, в плотной застройке подальше от центра — 20 – 26 км/час. При этом регулярные пробки возникают на подходах к 245 перекресткам города. Разгружать их намерены за счет строительства развязок (несколько таких крупных объектов сейчас возводится), сооружения новых мостов, а также прокладки маршрутов-дублеров.

Среднюю скорость общественного транспорта определили с еще большей точностью: трамвая — 13,8 км/час, троллейбуса — 13,82 км/час, автобуса — 14,68 км/час. Добиться ускорения рассчитывают за счет обустройства выделенных полос и запуска линий скоростного трамвая.

— Наибольшей провозной способностью после метро обладает именно трамвай. Поэтому строительство новых линий, в частности, для скоростного трамвая, правильный шаг. Они уже проектируются и строятся, например, на юге города — от Купчина до Славянки. Неплохо будет, если проложат линию скоростного трамвая и в аэропорт. Увеличение выделенных полос для общественного транспорта также позволит ускорить его движение. Однако необходим точный расчет, чтобы обустройство выделенной полосы не привело к заторам на дороге для автомобилей. При этом не надо стремиться здесь к росту формальных показателей. К примеру, можно увеличить скорость передвижения общественного транспорта за счет сокращения числа остановок на маршруте, но пассажиров это вряд ли обрадует, — считает эксперт нашей газеты профессор Виталий Зенцов.

О том, что Северной столице не хватает мостов, тоже известно. Как заявлено в документе, наибольший дефицит мостовых переходов ощущается на Большой Неве, Малой Неве и Большой Невке. Особенно актуален вопрос строительства новых переправ для главной реки города — Невы. Расстояние между Литейным и Большеохтинским мостами составляет 4,6 км, между мостами Александра Невского и Володарским — 6,4 км. Впрочем, конкретно эту проблему должны решить именно в ближайшую пятилетку. Как известно, к строительству разводного Большого Смоленского моста уже приступают. Также через Неву должна быть возведена переправа в рамках прокладки широтной магистрали скоростного движения, маршрут которой через реку проходит в створе Фаянсовой и Зольной улиц.

Два новых моста через Неву за пятилетку — очень хороший результат. Кстати, отметим, что в двух триллионах рублей, планируемых для реализации программы по развитию транспортной системы, есть составляющая федерального бюджета. В частности, в финансирование строительства таких крупных развязок, как Витебская и Московско-Дунайская, как и названных мостов, включена значительная доля федерального центра.

Говоря о развитии транспортной системы, никак нельзя обойти вопрос метро, ведь на него приходится около 49 % всех пассажирских перевозок. Причем это самый быстрый общественный транспорт, поезда в подземке двигаются со скоростью 32 – 40 км/час. Можно сравнить с уже приведенными цифрами скоростей наземных видов. Кроме того, в метро наименьшие интервалы. Однако с развитием подземных перевозок у нас пока заметное отставание: в городе все те же пять линий на 125 километров пути, 72 станции с 83 вестибюлями и 7 пересадочных узлов. В часы пик заполнение поездов превышает нормативное в 1,3 – 1,7 раза, половина вестибюлей работают с перегрузкой. Случается, что пассажиры тратят до 20 минут только на то, чтобы вой­ти в вестибюль.

В программе указано, что до конца 2029 года будут введены в строй семь новых станций. Если вспомнить, что три должны открыть двери для пассажиров уже в этом году, то программа по строительству метро выглядит не особо впечатляющей.

Будем надеяться, что новый генподрядчик «Метрострой Северной столицы» постепенно станет ускорять темпы. При этом нельзя забывать, что целому ряду станций подземки требуется капитальный ремонт, в первую очередь для переборки или даже замены эскалаторов. А потому вестибюли будут закрываться, в ближайшей перспективе на капремонт уйдет «Удельная», ждет реконструкции «Фрунзенская», в списке на ремонт также «Площадь Ленина-1», «Площадь Восстания-2», «Электросила», «Кировский завод», «Нарвская», «Площадь Восстания-1».

Острый вопрос — обновление парка общественного транспорта. Если говорить о метро, то на начало года из 2007 вагонов 799 работают сверх нормативного срока. Однако уже действует прог­рамма, по которой Петербургскому метрополитену до конца 2031 года будут планомерно поставлены 950 новых современных вагонов. А на модернизацию парка наземного транспорта и реконструкцию городских контактных сетей намечено направить около 128 млрд рублей.

С развитием метро связано обустройство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), которые, как правило, организуются у вестибюлей подземки. Хотя это и необязательно, уже десятилетие и даже больше в программе сооружения ТПУ значится порядка 60 адресов. Однако у городских властей до реализации этой программы руки пока не доходят. Посмотрим, как это будет происходить в ближайшую пятилетку.

— Транспортно-пересадочные узлы, конечно, должны появляться и развиваться. Но в этом отношении за цифрами гнаться точно не надо. Можно отрапортовать, что сделано 100 ТПУ, но толку от этого будет немного. Каждый из них должен быть просчитан в соответствии с потребностями пассажиров. Кроме того, организация ТПУ должна и может быть подкреплена экономическим посылом. Например, единым билетом на несколько видов транспорта. Так уже делается в Москве, у нас такая система пока внедряется слабо, — отметил Виталий Зенцов.

Одним из главных приоритетов в развитии транспортной системы, конечно же, остается прокладка новых дорог в строящиеся жилые микрорайоны, а также содержание магистралей в порядке. В Смольном заявили, что в Петербурге уже достигнут уровень 85 % приведенных в нормативное состояние городских дорог. Опускаться меньше этого уровня не позволяют условия участия в национальном проекте «Безопасные качественные дороги», который по предложению президента РФ будет продлен до 2030 года. Отметим также, что за исполнение программы по развитию транспортной системы Северной столицы отвечает комитет по транспорту, за строительство дорог — комитет по развитию транспортной инфраструктуры, за уборку магистралей — комитет по благоустройству.

— Если мы говорим о транспортной системе города, то в первую очередь нужно подумать об единой ее организации, единстве управления. Видимо, следует просчитать, насколько оправданно распределение функций по управлению единым транспортным комплексом на три структурных подразделения. Во всяком случае на федеральном уровне такого точно нет, там за транспорт отвечает одно министерство, — отмечает эксперт редакции доктор технических наук Олег Белый.


#проект #транспорт #финансирование

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 43 (7619) от 11.03.2024 под заголовком «Ускорение на дорогах».


Комментарии