Магистраль набирает скорость: на ее строительство выделят 300 млрд рублей

В середине марта Президент РФ Владимир Путин дал старт строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург. И вот уже детально расписано финансовое обеспечение создания ВСМ, при этом глава государства поручил выделить на строительство не менее 300 млрд рублей из Фонда национального благосостояния в 2025 году. Темп принимаемых решений по реализации проекта сродни скорости будущих экспрессов, которые преодолеют расстояние между столицами за 2 часа 15 минут.

Магистраль набирает скорость: на ее строительство выделят 300 млрд рублей | ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

Напомним, проект строительства ВСМ Москва — Петербург будет реализовываться за счет концессионного соглашения. Для этого уже создано общество с ограниченной ответственностью «ВСМ Две столицы». Концессионное соглашение должно быть заключено до 15 апреля, ответственным за это назначен лично премьер-министр Михаил Мишустин.

В поручении главы государства отмечается, что правительство и концессионеры должны до 1 июля нынешнего года принять все необходимые решения, исходя из того что в 2025 году из Фонда национального благосостояния средств для предоставления кредитов на строительство объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для реализации этого проекта, будет выделено не менее 300 млрд рублей. Причем средства предоставят по ставке не более 1 % годовых в первые десять лет.

Кроме того, в 2024 – 2028 годах из федерального бюджета выделят 28,5 млрд рублей для капитального гранта на выкуп земли под строительство объектов транспортной инфраструктуры ВСМ. При этом правительству РФ совместно с Банком России необходимо рассмотреть вопросы об оптимальном режиме регулирования процессом, а также механизмах снижения рисков при реализации проекта.

Как известно, трассировка ВСМ предполагает прохождение нового железнодорожного пути через шесть регионов — Москву, Мос­ковскую область, Тверь, Великий Новгород, Ленинградскую область и Петербург. Всем этим регионам также необходимо будет поучаствовать в финансировании проекта. Согласно поручению, Москва предоставит на проект не менее 150 млрд рублей, Петербург — как минимум 30 млрд, Подмос­ковье — 20 млрд, Ленинградская область — 10 млрд, Новгородская область — 6 млрд, Тверская область — 5 млрд рублей.

Есть новости и для будущих пассажиров: к 1 июля должны стать известны цены на услуги проезда и провоза багажа на поездах магистрали. При этом отмечается: в случае, если пассажиропоток окажется меньше расчетного не более чем на 5 %, убытки концессионерам возместят из бюджетов регионов, а при понижении показателей на 5 – 10 % — за счет государства. В случае снижения пассажиропотока более чем на 10 % убытки разделят в равных долях между концессионером и государством.

Отметим также, что строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург признано приоритетным и наиболее проработанным на данный момент проектом по организации высокоскоростного железнодорожного сообщения в России. Но его можно рассмат­ривать также пилотным, по сути, этот проект открывает в нашей стране новую главу в развитии железнодорожного транспорта.

Высокоскоростной считается электрифицированная двухпутная железнодорожная линия для движения со скоростями от 200 до 400 километров в час. Сейчас в России таких дорог нет. Однако вслед за ВСМ Москва — Санкт-Петербург обсуждается создание сети таких путей. Кроме так называемых ближних скоростных дорог — от столицы до Казани и Нижнего Новгорода — специалисты и правительство обсуждают идею прокладки скоростной магистрали Москва — Дальний Восток.

— Каждый крупный транспортный проект необходимо рассмат­ривать комплексно, оценивать, как на него будет реагировать вся система. Деловые связи между двумя столицами наиболее интенсивные, а значит, из чисто экономических раскладок следует, что в первую очередь ВСМ востребована между Петербургом и Москвой. Другой важный аспект — новая магистраль освободит действующую железную дорогу для перевозки грузов, — считает руководитель Совета по проблемам транспортных систем Петербургского отделения РАН Олег Белый.

Специалисты отмечают, что введение в строй новой скоростной железной дороги между столицами изменит всю транспортную инфраструктуру региона.

В частности, благодаря пересадке пассажиров на скоростные поезда будет в значительной степени разгружена существующая железнодорожная линия. А значит, строительство ВСМ позволит увеличить объемы и скорость перевалки грузов, что, по расчетам, даст возможность вывезти из 18 регионов России на Северо-Запад дополнительно порядка 30 млн тонн грузов.

Меняется и техническая структура отрасли. Президент РФ не раз отмечал: при строительстве скоростных дорог должны применяться прежде всего российские разработки, это важно для технологической независимости страны. Начало сборки первого высокоскоростного поезда запланировано на 2026 год. В 2027‑м состав должен быть готов, а на 2028‑й запланировано получение сертификата соответствия. Составы будут состоять из восьми вагонов четырех классов обслуживания, в том числе вагона-бистро с баром.

Начало строительства ВСМ требует принятия решений по локации и инфраструктуре будущих сооружений. В Петербурге РЖД получит в аренду земельные участки на улицах Софийской, Салова, Самойлова и в 1‑м Рыбацком проезде. Для каждого участка прописаны инвестиционные условия реализации на них инфраструктурных проектов. Планируется также строительство нового вокзала вблизи Лиговского проспекта — на участке между Атаманской улицей и нынешним торговым комплексом на Лиговском. Новое развитие получит территория Обухова, где, по проекту, предусматривается еще одна остановка поездов ВСМ с привязкой к метрополитену. В пределах Москвы на будущей скоростной трассе проектируются три остановки.

— Для скоростной магистрали особенно важно, чтобы пассажиры доставлялись не на окраины, а в центр мегаполиса. В этом одна из сложностей реализации проекта. По территории города состав не может двигаться с предельной скоростью, к платформам остановок он подходит как обычный поезд. И это требует точного расчета. Чтобы не допустить больших потерь времени, технические характеристики поездов должны соответствовать таким условиям, — отметил эксперт редакции по транспортному строительству профессор Виталий Зенцов.

Запуск движения по высокоскоростной ­магистрали Петербург — Москва пока относят к 2030 году.


#высокоскоростная магистраль #транспорт #строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 66 (7642) от 11.04.2024 под заголовком «Магистраль набирает скорость».


Комментарии