По темпам развития транспортной инфраструктуры на реках Ленобласть опережает все регионы России

Так во всяком случае считают чиновники. Но, судя по тому, как в 47‑м регионе растет сеть причалов на востребованных у туристов маршрутах, они недалеки от истины. И эта сеть начинает охватывать новые водные линии. Благодаря межрегиональному проекту по восстановлению исторического пути «из варяг в греки» речные причалы появятся скоро в соседних регионах. Строительство трех таких объектов вот-вот начнется в Карелии, а в Великом Новгороде подобные работы близки к завершению. Новый причал у Новгородского кремля откроется в июне 2024‑го, и добраться туда из Петербурга можно будет на скоростных судах.

По темпам развития транспортной инфраструктуры на реках Ленобласть опережает все регионы России | ФОТО Рixabay

ФОТО Рixabay

Программа развития водных путешествий действует в Ленобласти всего‑то лет семь. Причем реализуется она на условиях государственно-частного партнерства, без привлечения бюджетных средств. А результат говорит сам за себя: что ни год, пассажирские причалы возникают в новых местах — на Неве и Ладожском озере. На реках Волхов и Свирь. Растет также число судозаходов.

За примерами далеко ходить не надо. Взять хотя бы место для швартовки судов у Старой Ладоги, которое было оборудовано там через год после того, как эта программа стартовала. Учитывая не слишком удобные подходы с воды и необходимость сохранения объектов исторического наследия, которые в тех краях буквально на каждом шагу, это был достаточно сложный объект. Открывшись в 2017 году, он принял в ту навигацию 12 скоростных судов. А через пару лет число судозаходов там выросло в десять раз, и это не уникальный случай, рассказал Михаил Присяжнюк, председатель областного комитета по транспорту.

Да еще нужно принять во внимание, что к одним таким объектом нередко «тяготеют» другие. Так, через год после открытия староладожского причала, ставшего для строителей и отправной точкой работ, и мерилом успеха, у стен крепости Орешек появился подобный. «Премьерным» судном для него стал не быстроходный «Метеор», как обычно, а 90‑метровый пассажирский красавец-теплоход, способный вместить до 300 человек.

Круизный флот на этой линии активно работал даже в пандемию, когда большинство любителей путешествий старались убавить активность. И по пути быстроходные суда стали делать остановку на левобережье Невы, швартуясь у музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». Этот маршрут обрел у туристов большую популярность, сообщила Алена Фирш, представитель одной из судоходных компаний, входящих в Ассоциацию владельцев пассажирских судов. В позапрошлую навигацию его опробовали около 3 тыс. человек, рассказала она. А годом позже пассажиропоток вырос там вдвое, и тенденция эта сохраняется…

По официальным данным, на территории Ленобласти сегодня действует с десяток построенных в последние годы причалов (да еще примерно столько же прежних, требующих модернизации). Такие новые речные причалы принимают посетителей в Невской Дубровке и Киришах, в Свирьстрое и Кировске. Причем они не сделаны под копирку, а отличаются один от другого подходами и методами проведения работ. В исторических местах, например, которые требуется максимально сохранять, строители делают сооружения палового типа. Суда там швартуются к настилу на легких сваях (палах), вбитых в речное дно, который ведет к основной, береговой части причала.

Поскольку это сложные с точки зрения обеспечения безопасности и дорогие проекты (каждый такой причал стоит в среднем около 50 млн рублей), власть стремится поддерживать инвесторов, предоставляя им налоговые льготы. И следит за тем, чтобы они применяли новейшие материалы и технологии (скажем, погружение свай вибромолотом), пояснил Михаил Присяжнюк. Особенно там, где находятся объекты культурного наследия.

Руководитель одной из таких компаний-инвесторов Алексей Обрядин напомнил, что на ПМЭФ-2018 главы трех регионов — Карелии, Ленинградской и Новгородской областей — договорились развивать вместе водный туризм за счет расширения причальной сети. С той поры и начались работы по созданию туристического маршрута «Из варяг в греки», который свяжет соседние регионы (точнее, карельские и новгородские точки притяжения), протянувшись через всю Ленобласть.

Инициаторов проекта не особо смутило то обстоятельство, что крупные пассажирские суда способны ходить пока не по всем рекам на «варяжском» маршруте. Поддержав это перспективное начинание, администрация Волго-Балтийского бассейна внут­ренних водных путей подключилась к работам.

Специалисты этой организации, подведомственной федеральному агентству «Росморречфлот», обеспечили освещение на отдельных участках маршрута. А на реке Волхов, самой проблемной в этом отношении магистрали, реконструировали шлюзы. Водолазы «Волго-Балта» расчищают также дно на речном фарватере, убирая массивные валуны, чтобы теплоходы могли пройти до Великого Новгорода. То есть до причала, который начнет скоро принимать пассажиров у стен древнего кремля, входящего в Список всемирного наследия ЮНЕСКО…

Вместе с тем региональная власть пытается создать условия для сооружения речного причала на восточном берегу ладожской бухты Петрокрепость, у деревни Кобона. Там, в Кировском районе, заканчивалась Дорога жизни и находился пункт по приему ленинградцев, эвакуированных из блокадного города. Даже судам с мелкой осадкой причаливать туда сегодня не очень‑то просто. А предполагается, что к этому месту, где планируется создать музейный комплекс времен Великой Отечественной войны, будут подходить трех- и четырехпалубные пассажирские теплоходы.

Стоимость такого объекта с учетом дноуглубления, строительства мола и подводящего канала оценивается примерно в 2 – 3 млрд рублей. Справиться с его строительством без федеральных субсидий Ленобласть не сможет, и Минтранс РФ готов пойти региону навстречу. Этот вопрос сегодня прорабатывается. Говорить о сроках и форме софинансирования пока рано. Но есть уверенность, что причал там все же появится, настолько он нужен в этом памятном месте, сказал глава комитета по транспорту. В то же время, добавил он, идут работы по созданию мобильных приложений, которые бы давали пассажирам всю нужную информацию о работе водного транспорта на важных для туристов маршрутах.

Правда, есть фактор, сдерживающий развитие в регионе круизных маршрутов: нехватка современных пассажирских теплоходов. Особенно не очень больших, которые могли бы ходить по Волхову, где судоходству мешают сравнительно низкие мосты. Или в Карелию, куда инфраструктурная сеть непременно дотянется через год-два. Первым делом, к слову, там намечается построить причал на Северном Приладожье, у города Сортавала.

Переговоры с верфями Петербурга и Ленобласти по поводу новых теплоходов чиновники, конечно, ведут. Но понимают при этом, что такая работа, связанная с решением большого круга задач, потребует немало усилий, времени и средств.


#Ленобласть #транспорт #причалы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 43 (7619) от 11.03.2024 под заголовком «Путь к причалам».


Комментарии