Рассказываем о вреде соли, снега и сопутствующей им «химии»

Ежегодно зимой горожане начинают живо интересоваться тремя вопросами: когда же начнут дочиста чистить дворы, почему пешеходы вынуждены ходить по обледеневшему Петербургу враскорячку, насколько вредна та «химия», которой посыпают дороги? Ответить на два первых вопроса до сих пор так никто и не смог. А вот третий разъяснить можно.

Рассказываем о вреде соли, снега и сопутствующей им «химии» | За противогололедными реагентами… в продуктовый или в аптеку./ФОТО Михаила МЕТЦЕЛЯ/ТАСС

За противогололедными реагентами… в продуктовый или в аптеку./ФОТО Михаила МЕТЦЕЛЯ/ТАСС

Какие бы названия противогололедных реагентов ни звучали в комитете по благоустройству, а суть их одна: вся дорожная «химия» основана на хлоридах натрия и кальция с добавлением песка (диоксид кремния, он же кварц) или гранитной крошки.

Хлорид натрия (то, что в обиходе люди называют солью) в городском хозяйстве называется галитом. Правда, это соль техническая. Хотя если растворить галит в воде, очистить от примесей, выпарить, то можно бросать в суп. Врачи рекомендуют использовать соль как можно осторожнее. Но, будем честны, без нее тоже нельзя. То же и в городском хозяйстве: галит должно использовать разумно и только в смеси с иными веществами. Чаще всего — с песком.

С хлоридом кальция знакомы очень многие граждане, кому за 50. Было время, когда врачи едва ли не всем подряд прописывали раствор хлористого кальция — противную прозрачную жидкость, которую надлежало выпить залпом («для кос­тей хорошо и для крови»). Это он и есть — хлорид кальция. Ныне зарегистрирован как пищевая добавка E509. Ну разве что в дорожном хозяйстве он не слишком химически чистый.

Хлористый кальций давно прошел процедуру согласования в качестве одного из основных противогололедных реагентов. Однако, по данным специалистов Центра стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью Минздрава РФ, хлорид кальция может провоцировать аллергические реакции, агрессивен по отношению к обуви из натуральной кожи и небезопасен для животных и растений. Собаки и кошки могут получить химические ожоги лап. Растения слабеют, замедляется рост новых побегов.

Надо отметить, что в парках категорически запрещено использовать любые реагенты — только песок. Само существование такого запрета отвечает на вопрос о вреде противогололедных материалов для окружающей среды. Хотя специалисты (в том числе садоводы) утверждают, что все дело в дозировке. Если не превышать норматива, то никто и ничто не пострадает.

Говорят, природу бережет новомодный дорогущий противогололедный реагент бионорд — смесь хлоридов натрия и кальция. Есть в нем также биофильная добавка — по сути, подкормка для растений, которая снижает вред от избытка солей в почве. И еще ингибиторы коррозии: вещества, которые смягчают агрессивное воздействие хлоридов на металлические детали машин, бетонные конструкции, асфальт. И даже на обувь и меховую одежду. Эту функцию обычно выполняют формиаты — химические вещества на основе муравьиной кислоты.

Недавно комитет по благоустройству приобрел несколько установок для приготовления смесей. Так что теперь городские предприятия имеют возможность самостоятельно «варить» то, что можно сыпать (или брызгать) на асфальт. Кстати сказать, на тротуарах, во дворах, на остановках общественного транспорта, по правилам, разрешено использовать только смеси. И не более 100 граммов комбинированного реагента на квадратный метр.

Впрочем, нормы применения зависят от температуры воздуха. В ходу жидкие и твердые реагенты. Если высота снежного покрова больше 2 сантиметров, то рекомендуется применять только твердые.

Есть также норма, которая наверняка вызовет удивление у горожан. Как только гололед растаял, не растворившийся реагент… должен быть убран с асфальта до начала следующего снегопада. Этот остаток рекомендовано собрать при помощи щеток снегоочистителя, после чего вывезти на специально отведенные места, где можно складировать опасные отходы. Предполагается, что к тому времени гранулы реагента пропитаются вредными веществами из атмосферы и с асфальта…

Складывается впечатление, что некоторые правила пишут чис­тые теоретики, которые никогда не сталкивались с реальностью. Особенно большой вопрос вызывает требование убрать излишки до следующего снегопада. Жаль, что те не придерживаются нормативного графика.

Кстати 

В канун зимы комитет по благо­устройству закупил примерно 144 тысячи тонн галита и 88 тысяч тонн песка. Приобретено также 20 тысяч тонн бионорда для использования в центральной части города. Не факт, что все эти тонны будут высыпаны на улицы в течение нынешней зимы, поскольку часть купленного отложена про запас.


#зима #снег #реагенты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 25 (7601) от 12.02.2024 под заголовком «О вреде соли и снега ».


Комментарии