Приведи друга. Нужного специалиста можно с успехом задорого «продать»

Нехватка кадров вынуждает работодателей использовать самые разные каналы поиска кандидатов. В ход идут как уже хорошо опробованные инструменты привлечения специалистов, так и относительно новые, претендующие на широкое распространение. В их числе и реферальные программы, под которыми обычно подразумевают поиск новых сотрудников с помощью рекомендаций.

Приведи друга. Нужного специалиста можно с успехом задорого «продать» | ФОТО Jiesak on Shutterstock

ФОТО Jiesak on Shutterstock

«Бородатая» новинка

На самом деле использовать действующих сотрудников в качестве посредников при наборе новых додумались в России давным-давно. Только если 20 – 30 лет назад за подобного рода посредничество в лучшем случае дружески похлопывали по плечу со словами «Ну ты молодец!», теперь все чаще за такие услуги благодарят материально. В России реферальные программы при подборе кадров сейчас используют около половины крупных и средних компаний. По данным одного из «работных» сервисов, 35 % применяют их для заполнения любых вакансий, еще 16 % считают их эффективными только для некоторых кадровых позиций. В зависимости от профиля предприятия с помощью акций «Приведи друга» могут набирать любых специалистов — от представителей массовых профессий до «узких», работа которых «заточена» только на определенной области. Вместе с тем на производстве акцент обычно делают на опытных станочниках, сборщиках, инженерах и управленцах среднего уровня, а в иных сферах деятельности — на айтишниках, продавцах, маркетологах и т. д.

За айтишников дают больше

За «привод» в родную компанию друга или знакомого можно получить, как показывает практика, порядка 5 тысяч рублей. Сумма может варьироваться, причем значительно, вырастая в 10 – 15 раз в зависимости от квалификации приобретенного «товара». Ведь одно дело привести пусть и нужного предприятию разнорабочего или сборщика заказов, и совсем другое — опытного программиста или управленца. Разница в размере выплат обусловлена и различиями внутри компаний. Где‑то зафиксирована одинаковая сумма за любого приведенного по рекомендации сотрудника, где‑то продумана дифференциация в зависимости от значимости специалиста на рынке труда и даже предусмот­рены особые условия. Цена зависит и от возможностей работодателя: кто‑то готов платить за такую услугу не больше 20 – 30 тысяч рублей, а кто‑то раскошеливается и на 70 тысяч. Например, реферальная программа одного из действующих в Петербурге в настоящее время финансовых учреждений сулит по 10 тысяч за каждого, кого руководство соч­тет нужным. А вот популярная социальная сеть готова заплатить за приведенного в нее грамотного айтишника и в семь раз больше.

«На самом деле расходы вполне оправданны, — уверяет независимый рекрутер Светлана Клейменова. — Ведь за подбор любого специалиста — происходит он с помощью собственных кадровиков или сторонних — работодатель все равно платит. И платит довольно много: не секрет, что поиск нужного компании человека зачастую предусматривает выплату посреднику гонорара в размере до ежемесячного оклада. Поэтому заплатить даже 50 – 70 тысяч за «привод» другом опытного программиста — это работодателю выгодно». К тому же «внутренний» рекрутер зачастую гораздо лучше способен объяснить новичку нюансы работы в своей компании и помогает тому более быстро адаптироваться, поскольку есть на кого опереться.

Деньги сразу не платят

Акции «Приведи друга», несмотря на некоторые различия, в большинстве предприятий и организаций Северной столицы действуют по одной и той же схеме. Чтобы стать участником такой программы, другу кандидата обычно нужно зайти на интернет-сайт работодателя, выбрать раздел «Карьера» и найти в нем соответствующую анкету. Ее можно заполнить онлайн или отправить на предприятие почтой. После получения документа специалисты службы персонала оценивают, насколько востребован потенциальный работник, и связываются с соискателем. Если обе стороны готовы продолжить диалог — следует обычная процедура собеседований и трудоустройства.

Нюанс состоит в том, что разные работодатели применяют и различные системы выплат пос­реднику-другу. Который, кстати, может быть как сотрудником компании (или хотя бы ее клиентом), так и совершенно посторонним человеком. А вот получить деньги сразу, как только дружок устроится на новую работу, не получится: иногда бонус перечисляют после того, как новичок получит первую зарплату, но чаще — на четвертый месяц его работы, когда будет позади трехмесячный испытательный срок. Радует хотя бы то, что обычно количество рекомендаций не ограничено — если друзей много, «продавать» их можно с хорошей выгодой.

И если вы думаете, что подобная история редкость — ошибаетесь. Ведь только в одном из финансовых учреждений Петербурга с помощью рекомендаций коллег за последние четыре года появилось более 350 новых специалистов. Причем и это не предел: в части компаний до 30 % сотрудников трудоустроились по рекомендациям. Инициаторы таких программ уверены, что с их помощью можно убить сразу двух кадровых «зайцев». С одной стороны, дополнительные выплаты действующим сотрудникам, которые привели знакомых и друзей, повышают уровень их лояльности к предприятию. С другой — усиливают «прочность» коллективов, поскольку их пополняют не только хорошие специалисты, но и «родственные души». Что благоприятно сказывается и на такой важной составляющей жизни компаний, как психологическая атмосфера.


#кадры #подбор #собеседование

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 16 (7592) от 30.01.2024 под заголовком «Приведи друга».


Комментарии