Увидеть, чтобы остаться. Новый нацпроект «Кадры» стартует с перестройки системы профориентации

Направленная на оказание помощи школьникам и студентам в профессиональном развитии новинка включает целый ряд направлений, благодаря реализации которых уже с 6‑го класса ученики могут знакомиться с разными специальностями, а система непрерывного профобразования на деле должна связать все его ступени с работодателями.

Увидеть, чтобы остаться. Новый нацпроект «Кадры» стартует с перестройки системы профориентации | ФОТО Доната СОРОКИНА/ТАСС

ФОТО Доната СОРОКИНА/ТАСС

«Нам важно, чтобы сегодняшние подростки стали профессионалами своего дела, готовыми трудиться в экономике XXI века», — заявил президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию. И призвал руководителей предприятий смелее включаться в работу по популяризации производственных специальностей и деятельности промышленности в целом. «Пусть ребята посмотрят цеха, как мне предлагали в одну из поездок», — обратился глава государства к работодателям.

В основном первое знакомство с будущим работодателем сейчас проходит в рамках системы промышленного туризма, одним из акцентов которого как раз и является профориентация. В целом по России направление быстро развивается: если в 2022 году отечественные предприятия посетили чуть более 800 тыс. экскурсантов, то в 2023‑м их количество превысило миллион человек. С каждым годом все больше заводов и фабрик открывают свои двери для школьников и студентов: в текущем году в программу планируется вовлечь 65 российских регионов и 500 новых предприятий. А с учетом появления нацпроекта «Кадры» — возможно, и больше.

«Сегодня предприятия в один голос заявляют, что испытывают острый кадровый голод, — отмечает руководитель инициативы по развитию промышленного туризма «Открытая промышленность» Агентства стратегических инициатив Ольга Шандуренко. — Им не хватает квалифицированных рабочих, инженеров, отраслевых специалистов. И промышленный туризм отчасти может помочь решить кадровую проблему». По оценке эксперта, увидев своими глазами, как организован производственный процесс и какая атмосфера царит в стенах завода, выбирающий свой жизненный путь молодой человек сможет понять, подходит ли ему такая работа и хочет ли он связать жизнь с конкретным предприятием и регионом. «По нашим данным, до 30 % молодых людей, посетивших промышленные предприятия, готовы рассмотреть возможность работы на них», — поясняет Шандуренко.

Петербург в этом плане в передовиках: с 2022 года он входит в список 30 пилотных регионов российской акселерационной программы по развитию промышленного туризма. Успехи есть: в городе предлагают больше сотни вариантов туров в этом сегменте, а список готовых принимать гостей предприятий включает несколько десятков компаний и организаций (часть предложений размещена в специальном разделе официального туристского портала Visit Petersburg). Причем среди них не только традиционно пользующаяся популярностью пищевка, но и те предприятия, которые напрямую подпадают под действие нового нацпроекта «Кадры». Такие как «ОДК-Климов», «Силовые машины», «Адмиралтейские верфи» и др. В нынешнем году свои предложения в рамках промышленного туризма планируют разработать еще 16 городских компаний, участвующих в акселерационной прог­рамме «Открытая промышленность».

«Пока школьники, студенты или их родители не увидят своими глазами, что такое современное производство, не услышат про уровень зарплат из первых уст, не узнают о социальных пакетах и возможностях быстрого построения карьеры без офисных войн и интриг — они не поверят в перспективы успешной работы в промышленности, — уверены эксперты. — К сожалению, до сих пор многие в плену стереотипов». 

И это действительно так: подчас молодые вовсе не представляют себе современного производства, а 40‑летние помнят его в виде полутемных старых цехов, в которых работяги в заляпанных маслом спецовках заняты малоэффективным ручным трудом. А душ в раздевалке — это уже роскошь. На самом деле даже металлургические производства сейчас зачастую выглядят, как на рекламных проспектах, а условиям труда и отдыха сотрудников на производстве могут позавидовать и в IT-компаниях, славящихся наличием «пряников» для персонала.

Вместе с тем не все заводы, конечно, готовы пускать гостей на производственные площадки. Одних сдерживают риски, связанные с техникой безопасности. Другие боятся нарушить режим секретности или случайно раскрыть коммерческую тайну. Но большая часть просто не готова заниматься организацией хлопотных экскурсий. Ведь найти человека, который популярно расскажет и покажет то, что нужно, особых проблем не составляет. А вот построить маршрут, который был бы интересным и познавательным для гостей, но одновременно не мешал производственному процессу, — это требует желания со стороны руководства, больших организационных усилий и денежных трат. В результате в Петербурге, в котором работают около 750 средних и крупных предприятий, теоретически способных принимать экскурсантов, пока реально это делают около пяти десятков.

Есть ли перспективы у тех, кто готов связать свою судьбу с производством? Безусловно. Например, во время недавнего визита губернатора Петербурга Александра Беглова на одно из ведущих предприятий в области разработки, производства, модернизации и ремонта средств связи руководитель этого завода Александр Кашин сообщил, что дальнейшее расширение производственных мощностей приведет к тому, что на площадке появится около 1,3 тыс. дополнительных рабочих мест. «За последние два года объем производства у нас вырос примерно втрое, а станочный парк увеличился на порядок, — пояснил он. — Причем это самое современное оборудование».

Кто требуется этому и другим заводам города? Скорее можно сказать, кто не нужен… Однако в первую очередь это квалифицированные рабочие и ИТР, а также молодые люди, готовые работать в промышленности. В том числе и те самые тинейджеры-подростки, которым еще только предстоит сделать правильный выбор профессионального пути, первый раз побывав на заводе в роли экскурсанта.


#нацпроект #кадры #профориентация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 40 (7616) от 05.03.2024 под заголовком «Увидеть, чтобы остаться».


Комментарии