Пешком вдоль Охты. Прогулка по самой загрязненной реке Петербурга
Прекрасна прогулка вдоль Охты. Каких-то полтора километра по берегу реки (наиболее загрязненной в городе) – самый, наверное, экзотичный и интересный маршрут.
ФОТО АВТОРА
Здесь есть то, чего нет больше нигде в Петербурге, – действующая плотина, каменистые пороги... Охта оказывается то запертой в искусственном водохранилище, то вновь бурливо вливается в свое русло. Ну настоящий Терек. Вот что делает с Охтой плотина. А ведь всего-то гидротехническое сооружение, обеспечивавшее водой пороховые мельницы (так назывался завод, построенный при Петре). Предприятие определило историю и славу этих мест, дало название прилегающему району.
Еще слышен шум воды за спиной, а впереди на самом берегу уже не менее примечательный вид: арка, ведущая в подземелье. Вход в бывший погреб порохового завода. Это подземное хранилище взрывчатых веществ прорыли в середине XIX столетия. Говорят, его галерея длинна и глубока. Но убедиться в этом сегодня невозможно. Вход в подземелье закрыт кирпичной стеной. Только и можно, что с фонариком заглянуть под арку, увидеть нечистую «комнатку» с закопчеными от костров стенами и гулять себе дальше.
ФОТО АВТОРА
Через 50 – 70 метров вновь нужно остановиться и полюбоваться на Александровские ворота. Вернее, на то, что оставило от них время. Скромное по питерским масштабам сооружение появилось на берегу в 1806 году. Тогда завод торжественно принимал императора Александра I. Ну и соорудили в его честь ворота по типу триумфальных. Памятник не столько истории и архитектуры, сколько подхалимажа. Нелепое расположение: ворота ведут от улицы Химиков, проходящей вдоль реки... прямо на обрывистый берег. Проходи и прыгай!
Сейчас там – под обрывом – постоянно сидят рыбаки. Что можно поймать в Охте, тем более ниже плотины, сказать сложно. Но, говорят, охота (в данном случае рыбалка) пуще неволи. Пусть ловят.
А вот и следующий объект, делающий прогулку не просто увлекательной, но и полезной для здоровья. Ильинский сад. Вернее, сразу два – Большой и Малый. Ничего исторического в них нет. Заросшие ивняком и бурьяном берега Охты там, где улица Химиков переходит в шоссе Революции, благоустроили в 80-х годах прошлого века. Вполне советский проект, связанный с очередной блокадной датой. По шоссе Революции проходил отрезок Дороги жизни, названный Ржевским коридором. Вот его-то и привели в божеский вид. Впрочем, через несколько лет он опять превратился в замусоренную и заросшую кустами зону.
ФОТО АВТОРА
Сегодня сады преобразились. Здесь столько всего посажено и наставлено: и для игр, и для спорта, и для спокойных раздумий... Имеются свой «концертный зал» со скамьями и круглой сценой и даже ряды деревянных топчанов для принятия солнечных ванн (правда, с них открывается вид прямо на шоссе Революции). Проектировщики мобилизовали весь свой творческий потенциал. Постарался и «Ленсвет». Светильники – настоящий хай-тек. Полтора километра подземного кабеля. На каждом квадратике сада 50 х 30 метров – по светильнику... В общем, не зеленая зона, а мечта.
Жаль только, что вся эта роскошь находится в промзоне далеко от жилья. Дойти, конечно, можно. Скажем, с Ириновского проспекта по улице Потапова – примерно 3 км или по улице Коммуны – тоже не ближний свет. В общем, получится долгая пешая прогулка по промзоне, по мостикам через загаженную речку Лубью с покосившимися деревянными домишками на заболоченных берегах. Можно на велосипеде, только тротуары узкие. А лучше всего на своем авто.
ФОТО АВТОРА
Сейчас многие уже поняли: усилия стоят того, чтобы пройти по расчищенному берегу Охты, сделать селфи на плотине, а потом долго бродить по дорожкам сада, кувыркаться на детской площадке под названием «Авиаклуб» или сидеть на деревянной террасе над Охтой с бутербродом и термосом с кофе...
Все же странно видеть этот оазис среди пакгаузов, бесконечных бетонных заборов и ангаров. Особенно впечатляет сравнение с противоположным берегом Охты и берегами Лубьи, где царят заросли и какие-то руины. К чему бы городу вкладывать бюджетные деньги во все это, когда необустроенными остаются еще множество садов и скверов на территориях сложившейся застройки?
Вот последовательность здешних событий.
В 2017 году ЗАО «Пластполимер-Т», ОАО «НИИ «Химволокно» и крупнейший петербургский девелопер Игорь Водопьянов заказали архитектурному бюро «Евгений Герасимов и партнеры» проект застройки огромной заводской территории на берегах Охты, непосредственно примыкающей к плотине. К тому времени оба предприятия уже практически не имели отношения к промышленности, зато (по данным ресурса kartoteka.ru) занимались операциями с недвижимостью. Да и сама промзона уже значилась землей под жилую застройку. Архитекторы выдали глобальный проект, предусматривающий строительство пешеходного моста, реконструкцию бывших складов под объекты для обслуживания населения и разноуровневое жилищное строительство с максимальной высотой 13 этажей.
В 2018 г. после реставрации плотины по ней открыто движение транспорта. (До того из-за ветхости ездить здесь можно было только легковым автомобилям.)
В 2018 – 2019 гг. развернуты масштабные работы по благоустройству Ильинского сада.
А в 2020 г. город отдает Александровские ворота в аренду «Химволокну» и Водопьянову по программе «1 рубль за кв. м». «Санкт-Петербургские ведомости» уже рассказывали об этой сделке 5 октября в публикации «Ни в какие ворота». Речь шла о том, что арендаторы теперь должны под надзором КГИОП за семь лет отреставрировать исторический объект – памятник регионального значения. А впоследствии заключить договор аренды на 49 лет по 1 рублю за кв. м в год. Однако в самом начале КГИОП обратил внимание на то, что начавшаяся работа не учитывала ветхость сооружения и его условия: отсутствовали и проект, и согласительная документация.
ФОТО АВТОРА
Случился небольшой конфликт, который, похоже, сейчас уже исчерпан. Во всяком случае в течение как минимум трех недель многочисленная ремонтная бригада денно и нощно восстанавливает ворота, и никто ее не тормозит. Только вот загадка: на информационном щите в заказчиках и в производителях работ значится одно и то же физическое лицо – Соколова Анна Михайловна. И никаких «химволокон». Нет упоминания и о том, имеет ли исполнитель работ право производить реставрацию?
Кстати, недавно, общаясь с журналистами, Игорь Водопьянов заметил, что не знает, зачем ему эти ворота. «Навару» с них явно никакого: там два помещения по 20 кв. м.
Разве что под лавку, торгующую кофе и пирожками навынос... Уже прозвучало предположение: мол, город «всучил» компании разрушенные ворота, пообещав за это способствовать застройке бывшей промзоны.
В таких делах ни за что нельзя поручиться. Но даже если все так, развитие событий скорее оптимистичное. Возможно, через несколько лет оазис, возникший на Охте, как здрасте среди ночи, реально станет органичной частью нового микрорайона с той самой благоприятной городской средой, о которой теперь так часто говорят чиновники.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (6809) от 19.11.2020 под заголовком «Пешком по-над Охтой».
Комментарии