Новоселы не виноваты. Город Пушкин стремительно обрастает «спальными» районами

Чем известен город Пушкин, Царское Село?.. Разумеется, своими знаменитыми дворцами и парками, лицеем, уютными улочками и бульварами... Но это еще и город-спутник Петербурга, в последние годы стремительно разрастающийся вширь. Еще сравнительно недавно Пушкин, как отмечает наш собеседник, общественный активист и предприниматель Александр МАХАНЬКОВ, был самодостаточным во всех отношениях. За последние лет десять, когда вокруг появились крупные районы новостроек, все изменилось, и теперь уже самим пушкинцам не хватает мест в школах и детских садах. Проблема ощущается остро, и даже самые спокойные жители начинают косо смотреть на происходящее.

Новоселы не виноваты. Город Пушкин стремительно обрастает «спальными» районами | Фото Дмитрия СОКОЛОВА

Фото Дмитрия СОКОЛОВА

- Большинство этих новостроек - Славянка, Ленсоветовский - находятся за пределами муниципального образования город Пушкин, но нагрузка ложится как раз на него, так ведь?

- Конечно, поскольку в новых районах очень медленно строят объекты инфраструктуры (школы, детские сады, поликлиники), и «достается» соответствующим учреждениям в Пушкине: они переполнены. Пушкинцы, конечно, понимают, что новоселы в этой ситуации не виноваты. Застройщик «рисует» красивые картинки: здесь будет школа, тут - детский сад. И под эти проекты продает квартиры. А когда приходит время строить детский сад и школу, находит тысячи причин, чтобы этого не делать. И город уже не имеет на него серьезных рычагов влияния...

Проблема и с рабочими местами. В Пушкине их всегда было меньше, чем нужно, а теперь и подавно... В городе есть свои «градообразующие предприятия», но их явно недостаточно. Действует недавно отметивший свое столетие Пушкинский машиностроительный завод, но он принципиально картину не меняет. Не так давно появился завод «Геофарм», на открытие которого даже приезжал президент России. Но там всего 200 рабочих мест, а население Пушкинского района с 2002 года выросло со 100 тысяч до 220 тысяч. Причем только за последние пять лет - на 60 тысяч. Несопоставимые цифры!

Теоретически рабочие места могла бы дать туристическая инфраструктура в историческом центре Царского Села, но ее развитие идет медленно. Малый бизнес проявляет инициативу, однако на практике зачастую все упирается в труднопреодолимые бюрократические препоны.

- Быть может, соседство с такими крупными научными центрами, как Аграрный и областной государственный университеты, создает среду для возникновения инновационных предприятий?

- К сожалению, роль этих вузов в нашем городе не так заметна, как хотелось бы... Добавлю: Пушкин - еще и город военных. Здесь с советских времен находились три военных училища: морское (оно готовит специалистов для подводных лодок), ракетное и строительное. Строительное не так давно закрыли, но зато добавился кадетский корпус...

Но что скрывать: наш город в большей мере ориентирован на пенсионеров, в чем есть свои плюсы и минусы. Молодежная тема явно отходит на второй план. К примеру, мы долгое время не можем добиться даже создания скейт-парка: его построили, но оказалось, что он некачественный, шли суды с компанией-строителем, в результате скейт-парк снесли и в конце концов в этом месте вообще отказались его сооружать. Теперь мы ищем другую локацию.

Сейчас запущен ежегодный проект «Твой бюджет», в рамках которого каждый житель Петербурга может подать заявку на свой проект по развитию городской среды. Среди наших заявок обязательно будет скейт-парк. В Пушкине есть проблемы со свободной землей, получается, что и строить негде...

Грустная история со спортивной школой на углу Ленинградской и Школьной улиц: ее закрыли на реконструкцию, и, как нередко бывает, все сроки были сорваны. История длится уже пятый год. Чиновники обещают, что школу построят в ближайшем будущем. Но мы уже столько раз сталкивались с тем, что обещания не выполняются.

- Получается, что юным пушкинцам приходится отправляться на спортивные занятия в мегаполис. Не отнимают ли у них много времени эти многокилометровые поездки?

- Можно, конечно, добраться на электричке, но это не всем удобно: есть районы, весьма отдаленные от станций. Что же касается автобусного сообщения, то в последнее время из-за строительства новых районов, в первую очередь Шушар и Славянки, ситуация на дорогах ухудшилась. У жителей Славянки, например, всего два пути в город - либо по Колпинскому шоссе на Московское, либо через Пушкин. А там железнодорожный переезд, создающий с утра большую проблему с выездом.

Кроме того, наш город исторически разделен на две половины: это сам Пушкин и район Софии. Они смыкаются, по сути дела, через одну перемычку, и через нее же идет дорога в Павловск. Это узкое место - перекресток Садовой улицы и Софийского бульвара - создает много проблем. Там двухполосная дорога, ее невозможно реконструировать, поскольку она с обеих сторон окружена историческими памятниками. Поток машин упирается в это узкое горлышко. Отсюда - пробки по дороге из Павловска и Красноселок.

- Эта проблема решаемая?

- Городу нужна объездная дорога, чтобы жители из Павловска и Славянки не ехали через Пушкин. Но ее строительство чиновники пока откладывают: ищут другие варианты.

Сейчас много говорят о проекте Южной широтной магистрали скоростного движения, которая должна вывести избыточный поток автомобилей из таких пригородов, как Пушкин, Павловск, Красное Село. Но эта идея совершенно не по душе жителям поселка Александровская, расположенного в Пушкинском районе. По планам, дорога должна пройти прямо у них под окнами.

Недавно проходили повторные общественные слушания, многие существенные поправки жителей были отклонены. В целом планы строить эту дорогу остаются. Здесь дело вот в чем: Южная широтная магистраль - это ведь дорога в будущий город-спутник Южный. Будет он или нет и в каком виде - сейчас точно и не скажешь. 80 тысяч жителей там поселят или 200 тысяч - тоже неясно. Многие вообще воспринимают проект Южного как потенциальную опасность для самого Пушкина...

Общественная активность, как водится сегодня, выражается, главным образом, в социальных сетях. Действует общественное движение «Гражданин Пушкин»: оно прошло закалку, когда удалось отстоять Баболовский парк: часть его хотели отдать под коттеджи. Сейчас в немалой степени благодаря его усилиям удалось спасти Кондакопшинское болото, питающее парки Царского Села и Павловска. Ему угрожала застройка, так как оно попадало в северо-восточную часть Южного, теперь его отнесли к рекреационно-природным территориям - за это проголосовала комиссия по подготовке изменений в генплан Петербурга.

Очень активное население в новостройках - в уже упомянутых Славянке, Детскосельском, Шушарах. Люди приехали из регионов, купили здесь квартиры, но прожили два-три года на новом месте и начали возмущаться: мол, им обещали одно, а получили они совсем другое. Свою позицию люди выразили на недавних выборах: состав муниципалитетов серьезно обновился. Новым депутатам, возможно, еще недостает опыта, но зато они очень хорошо представляют насущные проблемы.

#жилье #строительство #Город Пушкин

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 024 (6622) от 11.02.2020 под заголовком «Новоселы не виноваты».


Комментарии