«Гильотина» дошла до строителей. Системообразующий кодекс тонет в лакунах

Российский кабинет министров планирует завершить работу над созданием механизма так называемой регулятивной гильотины. По информации Минэкономразвития, основная цель реформы контрольно-надзорной деятельности - снизить необоснованную нагрузку на бизнес и повысить эффективность надзора.

«Гильотина» дошла до строителей. Системообразующий кодекс тонет в лакунах | Иллюстрация Pavel L Photo and Video/shutterstock.com

Иллюстрация Pavel L Photo and Video/shutterstock.com

Пока в реализации механизма «гильотины» участвуют 33 ведомства, из которых 21 госорган является регулятором во вверенной ему сфере контроля (Роспотребнадзор, МЧС, ФАС и другие). Аналитическую работу по всем отраслям осуществляют 700 экспертов. Такая ревизия должна завершиться к 1 января 2021 года. Так, Минстрой России планирует пересмотреть около 183 регулирующих отрасль нормативных документа.

«Поскольку строительство - всеобъемлющая отрасль, то и другим отраслям, в том числе медицине, образованию, общественному питанию, без проектных и строительных услуг не обойтись. Пришло время, чтобы сформулировать и внести бизнесменам свои предложения для рассмотрения отраслевыми органами власти», - сообщил эксперт при рабочей группе по строительству Глеб Лукьянов.

По словам его коллеги, эксперта при рабочей группе по Роспотребнадзору Натальи Петровской, в течение 2020 года будут разрабатываться замещающие нормы. «Это коснется и документов, которые были приняты в 2019 году, - добавила она. И подчеркнула: - Отмена одних нормативных актов и принятие других будут синхронизированы. Важно понимать, что речь идет в первую очередь не о правовых нормах, а о техническом регулировании. Наша страна ни на минуту не останется без технического регулирования».

Тема регулятивной гильотины применительно к законодательным актам близка к проблеме, поднятой недавно нашей газетой, - инвентаризации земельных участков так называемого серого пояса Петербурга. Это территория вдоль Невы, некогда занятая промышленными предприятиями. А ныне во многих местах заброшенная.

Как отмечают эксперты, на данный момент не урегулирован еще один важный аспект строительной деятельности. А именно: сам факт строительства жилья не влечет за собой обязательств города строить школы, детские сады и поликлиники, если земля находится в частной собственности девелопера.

Градостроительный кодекс в значительной степени переписан весь и перестал регулировать рынок. Это признали также в Министерстве строительства и ЖКХ. Главу Минстроя Владимира Якушева не устраивает качество важного документа. Из-за большого количества изменений закон стал «просто нечитабельным», а его положения «невозможно понять». При этом Градостроительный кодекс «невозможно упростить, его можно только написать заново», значится на сайте министерства.

Что же касается инвентаризации земельных участков «серого пояса», то и этот вопрос упирается в желание или нежелание хозяйствующих субъектов тратить средства на рекультивацию территорий. Городские же власти, стремясь сократить нагрузку на казну северной столицы, не анонсируют затратные проекты. Впрочем, рано или поздно инвентаризация земельных участков в Петербурге будет необходима. Без этого не решить одну из главных проблем мегаполиса - развитие транспортной инфраструктуры.

#строительство #реформа #надзор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 023 (6621) от 10.02.2020 под заголовком ««Гильотина» дошла до строителей».


Комментарии