Новая жизнь Императорской фермы. Завершается первый этап реставрации

В ГМЗ «Царское Село» завершается первая очередь реставрационных работ на Императорской ферме. Комплекс из девяти зданий, построенный в 1818 – 1828 годах по проекту Адама Менеласа в неоготическом стиле и расположенный в Александровском парке, станет окном в многообразную жизнь дворцово-паркового ансамбля

Новая жизнь Императорской фермы. Завершается первый этап реставрации | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Снаружи не отличишь первую очередь от второй. Ферма приобрела ухоженный вид, как в XIX веке. Читается замысел архитектора, умело разместившего постройки в трех связанных дворах. Десять лет назад, когда началась реставрация фермы, большинство зданий находилось в аварийном состоянии. Работы обошлись в 800 млн рублей — это средства федеральной адресной программы и деньги, заработные музеем. За прошедшие годы поменялась концепция приспособления фермы, пришлось повторно проходить государственную экспертизу.

По словам Ольги Таратыновой, директора ГМЗ «Царское Село», об Императорской ферме знают далеко не все петербуржцы, она находится в стороне от основных туристических маршрутов. Цель ее создания была абсолютно практическая — снабжение императорского стола свежими продуктами. После революции на ферме разместились службы и жилье Аграрного института, с середины 1980-х годов конюшни вошли в состав ГМЗ «Царское Село». Вместе с орловскими рысаками, которые стали возить публику по паркам. Летом в каретах, зимой в санях, запряженных тройкой.

«Думая о приспособлении комплекса фермы, мы поначалу отводили его конной школе. Но территория фермы — более пяти гектаров, а рядом скоро появятся новые жилые кварталы. Людям захочется узнать, что их окружает. И тогда мы решили, сохранив лошадей (сейчас они живут во временном манеже), создать пространство, которое привлекало бы публику к музею-заповеднику. С художественной студией, детским экологическим клубом, зооуголком для семейного посещения, детским центром соседней Ратной палаты, там ему не хватает места», — пояснила Ольга Таратынова. Главное в первой очереди — коровник. Это центральное здание фермы, которое теперь станет конюшней. Фишка второй очереди — молочня со смотровой башней, она превратится в музей фермы и многофункциональное общественное пространство.

Мария Рядова, главный архитектор ГМЗ «Царское Село», провела экскурсию по ферме, рассказав о прежнем и новом назначении зданий. Подойдя к коровнику, она показала чудом сохранившиеся в годы войн и революций подлинные «оголовки» печных труб, уложенные из кирпича «гребенкой», и металлические колпаки. Здание представляет собой равноугольный крест. Внутри сохранилась метлахская плитка, ее укладывали на стены, чтобы их можно было мыть. Здание оборудовали канализацией, которая тогда была новинкой.

Интересна история, связанная с заботой о коровах — их было до 80 голов восьми пород. Служителям запрещалось иметь домашних животных, даже кошек и собак, чтобы не заразить коров. В 1860 году архитектор Александр Видов наращивает чугунные колонны Менеласа на один этаж, чтобы поднять потолки и сделать в торцах здания дополнительные окна: коровам не хватало света. По этой же причине в крыше делается световой фонарь. Но он постоянно протекал, и в начале ХХ века Сильвио Данини убрал фонарь, сделав обычную двухскатную кровлю. При нынешней реставрации здания фонарь воссоздан для обеспечения норм конной инсоляции. В современных конструкциях, но в исторических габаритах.

Лошадей будет меньше, конюшня рассчитана на 28 стойл и четыре душевые. На полу уложены специальные мягкие прорезиненные коврики. Отопление (и вся остальная инженерия) убрано под потолок, чтобы не было контакта животных и горячих батарей.

Восточный флигель для овец-мериносов представлял собой овчарню, которая располагалась по центру. В боковых частях здания с потолками пониже жили скотники и пастухи с семьями. Теперь там разместятся детский центр Ратной палаты и кафе.

При реставрации западного флигеля для овец-мериносов в стене нашли и музеефицировали несколько колец для привязывания овец. Теперь это душевые для конников, живая история не может помешать. Рядом разместятся лекционный зал и офисные помещения музея.

В телятнике сохранились исторические полы из кирпича и булыжника, а также кормушки из бетона, созданные в начале ХХ века. Это помещение предназначено для музейного показа. Но без животных. В корпусе высочайшего присутствия уцелела лестница с так называемыми ползучими сводами, которые с помощью колонн опираются непосредственно на марши. Это здание и дом смотрителя станут небольшими апарт-отелями. Там воссоздано историческое расположение комнат.

По словам Марии Рядовой, в помещении посудной в графины наливали сливки, в кувшины — молоко. Отдельно подавали масло и простоквашу, которую Александр I тихо ненавидел, но супруга заставляла есть, следуя предписаниям врачей. Вся эта продукция изготовлялась в молочне. Только сыры не задались. Сыроварню вскоре превратили в сенопарильню, где пропитывали сено для коров растворенными в воде витаминными добавками. Башня молочни, куда ведет винтовая лестница, предназначалась для рассматривания окрестностей. В начале XIX века панорамы пастбищ простирались до самого Петербурга. В нижней части молочни на глубине четырех метров находился ледник, он хорошо сохранился.

В каретном сарае хранятся кареты, в которых публику катают по паркам. Некоторые подарены после многочисленных киносъемок, проходивших в заповеднике. Другие приобретены в декорационных мастерских, в том числе Мариинского театра. В птичнике уже сейчас живут пугливые фазаны и павлины. Историческое здание бани станет павильоном для овец и коз. Музейщики надеются, что в «Царское Село» вернутся мериносы — овцы с этой на редкость мягкой шерстью всегда были неотъемлемой частью пейзажного парка.

Первых посетителей Императорская ферма примет в 2023 году.

#реставрация #Царское Село #общественное пространство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (7213) от 19.07.2022 под заголовком «Мериносы вернутся?».


Комментарии