Преображение на Кирочной. Одобрена концепция создания интерьеров Анненкирхе

В КГИОП состоялось совещание экспертов по сохранению культурного наследия. Была одобрена концепция создания интерьеров Анненкирхе (Кирочная улица, 8), которую предложил Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы.

Преображение на Кирочной. Одобрена концепция создания интерьеров Анненкирхе | ФОТО Ryan Ancill on Unsplash

ФОТО Ryan Ancill on Unsplash

Евангелическо-лютеранская церковь Святой Анны была построена в 1775 – 1779 годах по проекту архитектора Юрия Фельтена в стиле раннего классицизма. В 1937 – 1939 годах здание было перестроено под кинотеатр «Спартак» по проекту архитекторов Александра Гегелло и Льва Косвена.

В 2002 году там произошел пожар: выгорели интерьеры, перекрытие над церковным залом и башня-ротонда со стороны Фурш­татской улицы. Учитывая аварийность здания, городские власти приняли решение восстанавливать памятник за счет средств городского бюджета. В 2007 – 2011 годах под контролем КГИОП были проведены противоаварийные работы, появились новая стропильная система и кровля над церковным залом, вестибюлем и ротондой, установлены оконные и дверные блоки, выполнена реставрация фасадов. После чего здание передали в собственность верующим.

В феврале 2023 года в Анненкирхе состоялась выставка архитектурной графики Сергея Кузнецова, который представил концепцию возрождения храма. Тогда она получила одобрение прихожан и посетителей. Теперь — профессионального сообщества. Эксперты поддержали идею разделить слои истории здания: постройку XVIII века, реконструкцию 1930‑х годов и современную «послепожарную» жизнь здания как церкви и общественного пространства. «С одной стороны, это не реставрация церкви, потому что мы ничего здесь не восстанавливаем, не пытаемся восстановить ни один из статусов, которые здесь су­ществовали, — говорит Сергей Кузнецов. — С другой стороны, это и не реконструкция, потому что мы не собираемся ничего здесь кардинально менять — перестраивать и достраивать. Мы четко разделяем слои истории церкви — храм, кинотеатр, пожар и новая жизнь Анненкирхе. Все это будет проявлено в деталях интерьера. Наш проект я бы назвал преображением церкви Святой Анны».

Исходя из концепции, в порядок будут приведены несущая конструкция — на ее месте сейчас находятся временные подпорки и металлическая структура, которая держит галерею. Также планируется открыть вид на выразительный скатный потолок, сейчас под ним находится холодный чердак. Таким образом будет увеличено основное пространство здания.

Сергей Макаров, председатель КГИОП, признал, что предложение москвичей — смелое для Петербурга и таких примеров буквально единицы. В 2018 году было решено отказаться от полного воссоздания утраченного во время Великой Отечественной войны декора Чесменской галереи в Гатчинском дворце. Выбор был сделан в пользу консервации.

По мнению Ольги Таратыновой, директора ГМЗ «Царское Село», предложенный подход не просто допустим, он даже необходим в нашей реставрационной практике. Поддержал ее Михаил Мильчик, заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга: «Введение современных элементов взамен утраченных в данном случае оправданно, тем более что прихожане и посетители церкви уже привыкли к этому несколько необычному для Петербурга виду». Архитектор Никита Явейн считает, что современный облик интерьера Анненкирхе однозначно уже стал частью нашей истории и культуры.

В финале обсуждения авторскому коллективу были даны рекомендации в части дальнейшей работы с лестницей, полом, ограждением галереи центрального зала церкви.


#аннекирхе #реставрация #пожар

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 64 (7640) от 09.04.2024 под заголовком «Преображение на Кирочной».


Комментарии