Заговорит по‑новому: как изменится Дом радио после масштабной реставрации

Памятник архитектуры начала ХХ века на углу Итальянской и Малой Садовой улиц известен всем петербуржцам как Дом радио. Вещание отсюда не прекращалось даже в дни блокады Ленинграда. Неоклассическое здание и сегодня выглядит очень внушительно, на самом деле оно еще больше, чем кажется. Тем сложнее будет начинающаяся здесь комплексная реставрация, но тем интереснее и разнообразнее станет и новая жизнь дома.

Заговорит по‑новому: как изменится Дом радио после масштабной реставрации  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Пять сотен залов

Вместе с Марией Шапченко, главным архитектором проекта реставрации Дома радио, мы прошли по некоторым пространствам замечательного здания с богатой историей. В остальных еще проводят репетиции оркестр, хор, певцы, хореографическая труппа Теодора Курентзиса. Его музыкальный коллектив musicAeterna пятый год как обосновался в Петербурге, создав в Доме радио культурно-просветительский центр. Здание с большим количеством помещений разного размера оказалось удобным как для концертов и спектаклей, так и для репетиционной подготовки к ним, а также кинопоказов, лекций, встреч книжного клуба и т. д.

Дом радио11_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА


«Точное количество помещений в Доме радио — 505, общая площадь примерно 20 тысяч кв. мет­ров, — рассказывает Шапченко. — Но половина из этих помещений сейчас не может использоваться из‑за плохого технического состояния. Реставрация задумана с тем, чтобы все огромное здание приспособить для многообразной деятельности musicAeterna».

Необходимо заменить все инженерные сети — многие были установлены еще в 1933 году.

Имеются также проблемы с конструкциями: изношен железобетон перекрытий 1913 года, когда строилось здание, в ходе обследования были выявлены фрагменты проржавевшей арматуры. Дефекты будут устранены реставрационными методами с помощью инъектирования и усиления, чтобы перекрытия выдерживали нагрузки, которые увеличатся: для полноценной работы культурный центр должен иметь современное оснащение.

Кроме того, обследования показали, что почти все вентиляционные каналы забиты строительным мусором, поэтому в Первой студии — музыканты назвали ее именем Дмитрия Шостаковича — через 30 – 40 минут после начала концерта становится очень душно. В ходе реставрации необходимо прочистить все каналы, установить механику, необходимую для вентиляции.

Интересуюсь у главного архитектора проекта, на какое время планируется ориентироваться при производстве работ? Она отвечает: «По состоянию на 1954 год, когда была проведена последняя капитальная реконструкция Дома радио. В 1933‑м был произведен только локальный ремонт и небольшие перепланировки, созданы несколько новых интерьеров». Между прочим, предположительно, по проектам Лазаря Хидекеля, известного мастера ленинградского конструктивизма. Тогда он работал руководителем мастерской № 2 «Ленпроекта». Эти интерьеры, к сожалению, не сохранились, есть несколько фотографий, которые полностью «бьются» с тогдашними пибовскими планами.

Благородно, но недолго

Самое время вспомнить историю Дома радио. Здание было построено в 1912 – 1914 годах для петербургского Благородного собрания по проекту архитекторов братьев Косяковых — Василия, Владимира и Георгия и состояло из двух основных пространств. Одно — со входом на Итальянской улице — театр с роскошным фойе, зрительным залом, сценой, гримерками и другими помещениями. Другое, имевшее отдельный вход с Малой Садовой, — клуб с игорными залами, бильярдной, рестораном, библиотекой. По своему назначению дом почти не использовался — началась Первая мировая война и его приспособили под госпиталь. В одном из парадных помещений была устроена церковь Николая Чудотворца, от нее ничего не сохранилось.

После революции 1917 года здесь разместился Дворец пролетарской культуры. По воспоминаниям современников, это была огромная «коммуналка», где работали театр, книжное издательство, изостудия, литературный и музыкальный кружки. Там же жили люди — в Петрограде с «метрами» были большие проблемы.

С 1924‑го до 1948 года в теат­ральном зале работал кинотеатр «Колосс». Судя по афишам двадцатых годов, крутили зарубежные новинки, на премьерах выступали артисты оперы и балета, а в фойе перед началом сеансов играл джаз и оркестр русских народных инструментов. В 1933 году бывшие клубные помещения занял Ленинградский радиокомитет, после оснащения техникой отсюда началось вещание. Тогда и появилось название — Дом радио. Во время Великой Отечест­венной войны даже в блокадные дни Ленинградское радио не прерывало своих трансляций — здесь работала диктор Мария Петрова, читала свои стихи Ольга Берггольц, репетировал симфонический оркестр под управлением Карла Элиасберга.

По проекту архитектора Олега Лялина в 1947 – 1954 годах была проведена капитальная реконструкция здания. Количество этажей увеличилось с пяти до восьми за счет сооружения антресолей, для чего некоторые двух- и трехсветные залы были разделены по горизонтали. Высотные отметки здания остались прежними. Тогда же были созданы новые интерьеры в нескольких студиях (всего их десять) для прямых трансляций и записи концертов и спектак­лей. Эти помещения украсили акус­тические подвесные потолки в духе сталинского ампира. Они появились во всех студиях, кроме Первой ­(прежде — театральный зал): на тросах были вывешены деревянные настилы, а на них укреплены цементные листы с «профилями».

Диана, кремон и пульт управления

Поднимаемся по парадной лестнице Благородного собрания в аванзал с высокими сводами, который украшен лепниной и колоннами, отделанными искусственным мрамором. Шапченко отмечает, что здесь придется восполнять сколы, мастиковать мелкие трещины, заменять деревянные полы, чтобы сделать укладку паркета, как было задумано Косяковыми. Что еще важнее, под полом будет сделана новая звукоизоляция, это касается и других помещений, где на разных этажах одновременно могут идти концерты и репетиции.

Из аванзала проходим в Живописное фойе, которое украшено «античными» росписями и плафоном «Диана возвращается с охоты». Шапченко поясняет, что это работа художника Гавриила Горелова, ученика Репина, она выполнена в технике клеевой живописи по штукатурке. Местами живопись отстала от основы, предстоит вернуть ее на место, а также очистить от многочисленных поздних ­записей (их наличие показали фото в инфракрасном свете), загрязнений и потемневшего лака.

Напротив живописного фойе установлены барельефы Маркса и Ленина (они будут сохранены), прежде за ними были двери, ведущие в Главный зал, теперь туда можно попасть только через боковую дверь. Из исторической отделки 1913 года в зале сохранились лепной декор с античными сюжетами на потолке, капители от колонн, украшенные щитами и головками херувимов, подвесной железобетонный потолок, а также фрагменты отделки стен искусственным мрамором.

Дом радио4_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА


Для соблюдения нынешних акус­тических требований на потолке установят новые экраны (специалис­ты называют их парусами), стены зашьют заново. Если на сцене будут выступать оркестр и хор, то зал будет вмещать 220 зрителей, для камерных концертов число посетителей может увеличиваться.

Двигаемся дальше, заглядываем во Вторую студию, выходящую большими двухсветными окнами на Малую Садовую, здесь как раз идет оркестровая репетиция. Студия полностью сохранит свой облик, акустический потолок и другие детали интерьера будут отреставрированы, включая массивные двери с ручками — такие же были на пассажирских вагонах железной дороги в 1950‑е годы. А вот красивые деревянные двери из коридоров на «клубную» лестницу придется заменить — таковы современные противопожарные требования. Им найдут другое место.

На четвертом этаже находятся бывшая коммутационная Дома радио и Третья студия, которая теперь носит имя Ольги Берггольц. Все оборудование коммутационной будет сохранено, этот зал станет лекционным. Берггольц работала в других помещениях, о ней разговор в финале экскурсии.

Взбираемся на шестой этаж. Шапченко показывает зал, где сохранился стеклянный потолок. Над ним находится световой фонарь, дающий естественный свет, — изначально это был зал для карточной игры. Аналогичным образом устроены потолки соседних библиотеки и бильярдной. Всего фонарей шесть, они будут восстановлены. На этом этаже разместятся залы для выставок, кинопоказов, театральных и танцевальных постановок. В крошечной комнате сохранилось подлинное окно начала прошлого века с латунным поворотным засовом — кремоном. По нему будут воссоздаваться засовы для других окон.

На седьмом этаже находилась служебная столовая Дома радио. Туда ведет лестница-«ножницы», на которой разведены потоки вверх и вниз. Исторически она вела от сцены, где сейчас находится аппаратная Первой студии. Лестница — предмет охраны КГИОП.

Спускаемся во внутренний двор — с Малой Садовой туда ведет арка. После реставрации посетители, пройдя во двор, смогут попасть в музей Дома радио. Рядом находится подвал, откуда в блокаду Ольга Берггольц читала стихи для осажденного Ленинграда. Это памятное место станет частью музея.

Комплексная реставрация, которая будет проводиться на средства банка ВТБ, собственника здания, должна завершиться к началу 2027 года. И тогда в Дом радио на разные события смогут приходить одновременно до полутора тысяч человек.


#Дом радио #реставрация #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 58 (7634) от 01.04.2024 под заголовком «Дом радио заговорит по‑новому».


Комментарии