Нет средств. Парадные залы Строгановского дворца не могут отреставрировать почти шесть лет

О том, что нынче исполняется 125 лет со дня основания Русского музея, слышали, наверное, многие. Но мало кто знает, что в одном из принадлежащих музею четырех дворцов, а именно в Строгановском дворце, почти шесть лет дожидаются завершения реставрации два парадных зала. Они готовы на девяносто процентов, но средств для окончания работ нет.

Нет средств. Парадные залы Строгановского дворца не могут отреставрировать почти шесть лет | Так сейчас выглядит Библиотека Строгановского дворца. Осталось законсервировать фрагменты росписи. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Так сейчас выглядит Библиотека Строгановского дворца. Осталось законсервировать фрагменты росписи. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Ключевую роль Библиотеки и Физического кабинета (так называются два зала) в ансамбле интерьеров Строгановского дворца нам объяснил Сергей Кузнецов, доктор исторических наук, завсектором изучения истории дворца.

Но сначала несколько слов о том, как появилось это здание на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. В начале XVIII века на земельном участке, принадлежавшем барону Сергею Строганову (1708 - 1756), находились «поземные палаты» - построенное в 1720-е годы, предположительно по проекту Доменико Трезини, одноэтажное здание. В начале 1740-х годов рядом появились вторые палаты, их строили по проекту Михаила Земцова. В 1753 году Франческо Растрелли начинает перестраивать оба здания, появляются нынешние северный, выходящий на Невский проспект, и западный, выходящий на Мойку, корпуса Строгановского дворца. К 1760 году работы завершаются при участии других мастеров, в том числе Антонио Ринальди.

В 1791 году Андрей Воронихин, бывший крепостной графа Александра Сергеевича Строганова, строит восточный корпус дворца, что позволило последовательно разместить четыре парадных зала - Минералогический кабинет, Картинную галерею, Столовую и Буфетную. Изображений двух последних помещений не обнаружено. Петербургская легенда гласит, что однажды во время пышного бала Строганов сообщил гостям: повар заболел и обычного угощения от всегда хлебосольного хозяина не будет. Но в тот момент, когда гости принялись рассматривать картины, отодвинулась зеркальная дверь Картинной галереи и все увидели великолепно накрытый стол.

Уже через пять лет, в 1796 году, Строганов приказывает Воронихину перестроить Столовую и Буфетную. Кузнецов видит несколько причин для такого необычного решения. Неудачным было расположение Столовой после Картинной галереи, а не наоборот. В новом варианте Воронихин переносит Столовую на другой край дворца рядом с Парадной лестницей. Хотя под Буфетной находился ледник для хранения продуктов, что упрощало логистику «ресторанного обслуживания».

Но главная причина перестройки двух залов другая. В то время Воронихин создает проект Казанского собора, и Строгановский дворец должен образовать с ним единый комплекс. В Буфетной, заставленной шкафами с посудой, надо пробить окно, из которого будет открываться вид на собор. Не это ли окно изображено на известном портрете Строганова кисти Александра Варнека, что хранится в Русском музее? Одновременно устраивается окно на противоположной стене Буфетной; из него виден внутренний сад. Забегая вперед заметим, что в XIX веке к этой стене был пристроен южный корпус дворца, в ходе последней реставрации часть окна расчищена.

Замысел Строганова был в том, чтобы создать пространство, которое на чертеже Воронихина (кстати, единственном, который сохранился по дворцу) обозначено как «Физический кабинет».

На самом деле это был алхимический кабинет в «египтицизирующем стиле» с двумя колоннами, держащими карниз с изображением бога Ра в виде крылатого солнца, и декоративной египетской печью для опытов, украшенной скульптурами. Кузнецов полагает, что никаких опытов по превращению в золото неблагородных металлов там могло и не проводиться. Для Строганова была важна идея единства кабинетов, где, согласно алхимическому принципу, достижения человеческого гения соревновались с успехами природы.

Что касается египетского стиля, то это был ответ классицизму в духе эпохи Просвещения наряду с неоготикой, «шинуазри», «тюркери» и т. д. У стены за печью пряталось, если можно так сказать о массивном гранитном бюсте, изображение бога Юпитера, который отождествлялся с египетским Амоном. Скульптуру создал в 1810 году Самсон Суханов, она в целости и сохранности дошла до наших дней.

На постаменте красуется надпись, которая в переводе с латыни может звучать так: «Дух египетской культуры перешел в Петрополь». По мнению Кузнецова, это была игра в эллинизм: строим город не на болоте, а на остатках античной цивилизации, вобравшей в себя и Египет. Кроме того, Юпитера можно рассматривать как аналог античной гермы - дорожного знака, обозначавшего конец владениям Строгановых. За стеной располагался другой земельный участок.

 2Строгановский5_Д.jpg

Парадная лестница устремлена к небу. ФОТО Александра Дроздова

Алхимический кабинет определил назначение соседнего зала. Место Столовой заняла Библиотека. Там переделки были минимальными, по стенам расставили книжные шкафы. Больше всего оснований думать, что в 1842 году египетскую печь разобрали, кабинет стал вторым залом Библиотеки. Сохранилась фотография, где среди шкафов размещен портрет светлейшей княгини Елизаветы Салтыковой (урожденной графини Строгановой), созданный Карлом Брюлловым. Дама имела апартаменты во дворце.

Бури ХХ века не миновали Библиотеку и Физический кабинет. Исчезли небольшая, но интересная египетская коллекция Строгановых, шкафы с книгами. Четыре хрустальные люстры в плохом состоянии попали в Шереметевский дворец. Но сохранилась архитектура, дающая представление о замысле Строганова - Воронихина.

Реставраторы из петербургской фирмы «Геликон» пришли в эти залы в 2012 году. Русский музей вместе с архитекторами из «Ленпроектреставрации» решили воссоздавать интерьеры на 1796 год. С одним исключением - пол в Физическом кабинете уложен гранитными плитами в малахитовых «рамках». Такую плиту нашли на чердаке Строгановского дворца, сейчас ее можно увидеть в витрине на Парадной лестнице (правда, неизвестно, в каком именно зале был такой пол).

Восемь лет назад казалось, что два зала откроют совсем скоро, сразу после выхода из реставрации Картинной галереи. Но в 2014-м финансирование прекратилось, и реставраторы покинули Строгановский дворец.

А до финиша оставалось совсем немного. В Физическом кабинете - воссоздать египетскую печь, покрасить стены в технике набрызга, которая в XVIII веке имитировала искусственный мрамор, и занести подобранные в фондах музея старинные книжные шкафы. В Библиотеке - законсервировать сохранившиеся фрагменты росписи потолка - попугая и знаков зодиака, воссоздать люстры и покрасить стены. На все про все, по оценке специалистов, требуется примерно 22 миллиона рублей. Это цена одного туристического автобуса или небольшой квартиры в доме элиткласса. Кузнецов убежден, что без показа Библиотеки и Физического кабинета невозможно представить замысел Строганова - Воронихина, создавших во дворце единый ансамбль интерьеров. Это все равно что исполнять оперу без последнего действия.

Может быть, новое руководство Министерства культуры в этом исключительном случае отступит от обычной позиции - крупные музеи должны больше зарабатывать сами. Или Петербург найдет возможность подставить федералам плечо. Гипотетически есть и третий вариант: вдруг найдется меценат, готовый пожертвовать на благо российской истории. Строганов и Воронихин этого заслужили.

#реставрация #Русский музей #Строгановский дворец

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (6617) от 04.02.2020 под заголовком «Не позвать ли алхимика».


Комментарии