Найти каждого. Как волонтеры ищут пропавших людей

Лето - прекрасное время года. Но, к сожалению, именно в этот период увеличивается число пропавших людей. На помощь им и их семьям приходят добровольцы, работа которых не прекращается ни при каких условиях.

Найти каждого. Как волонтеры ищут пропавших людей | Фото: Pixabay / Free-Photos

Фото: Pixabay / Free-Photos

Работы меньше не стало

В первой половине апреля, когда был объявлен режим самоизоляции, в петербургском поисковом отряде наступило кратковременное затишье. Однако вторая половина весеннего месяца взяла свое, что в очередной раз доказало: люди пропадают в разных ситуациях.

В мае петербургский добровольческий поисково-спасательный отряд (ПСО) «Лиза Алерт» получил 154 заявки о пропавших людях. Живыми найдены 110 человек, погибшими - 20 и столько же не найдены.

«В работе самого отряда во время пандемии изменилось многое, - рассказывает доброволец ПСО «Лиза Алерт» Ника Пастенес. - Пришлось больше работать онлайн. А на поиски пропавших волонтеры должны выходить группами по два человека, не забывая о средствах индивидуальной защиты. Конечно, работа «двойками» не всегда удобна и менее эффективна, поэтому мы с нетерпением ждем, когда сможем вернуться к привычному формату работы».

В память о Лизе

Петербургский ПСО «Лиза Алерт» - это одно из подразделений общероссийского проекта. Всего такие отряды организованы более чем в 50 регионах нашей страны. А первый отряд появился стихийно - десять лет назад. Тогда, в сентябре 2010-го, неравнодушные люди объединились, чтобы найти маленькую девочку Лизу Фомкину, пропавшую в лесу в Орехово-Зуеве.

Сначала, в течение пяти дней, ее практически никто не искал. И только когда информация попала в Интернет, сотни людей откликнулись и начали поиски своими силами. Лизу нашли, но было поздно. Если бы поиски начались на день раньше, финал этой истории мог бы быть другим. И тогда волонтеры решили объединиться в поисково-спасательный отряд, который назвали в честь погибшей девочки «Лиза Алерт». Вторая часть названия в переводе с английского означает «сигнал тревоги».

«На сегодня общий штат нашего отряда насчитывает около 700 человек, - говорит волонтер петербургского ПСО Мария Румянцева. - К нам приходят девушки и юноши, мужчины и женщины разного социального статуса, одинокие и члены многодетных семей. Среди волонтеров есть представители самых разных профессий: врачи, юристы, фотографы, музыканты. Например, я работник общепита, и моя профессия мне нравится так же, как волонтерская деятельность».

Состав отряда постоянно расширяется, новичков вводят в курс дела опытные добровольцы на специальных лекциях. Участником поиска может стать человек, которому исполнилось 18 лет. Максимальных возрастных рамок нет - все зависит от возможностей, энергии и желания человека.

«В нашем отряде работает мужчина старше 60 лет. Мой папа тоже является добровольцем, - подтверждает Мария. - Работа найдется для каждого. В одном виде деятельности важна физическая сила, в другом - усидчивость, навыки психологического общения, в третьем - организационные способности. Если человек не может заняться активным поиском в городе или лесу, он находит себе применение в группе, участники которой обзванивают больницы. Важная работа - распространение листовок с фото потерявшегося. Добровольцы, имеющие машины, перевозят пеших поисковиков, ориентировки и оборудование».

Алгоритм действий

Основное правило отряда - работа только по заявкам, подтвержденным заявлением в полицию. К слову, человек имеет право обратиться в полицию в день пропажи близкого человека, и у него обязаны принять заявление. Правила о том, что надо подождать трое суток, не существует.

Алгоритм действий разработан до мелочей. «Горячая линия» принимает заявку на поиск человека, после чего начинается сбор информации, выяснение деталей и подробностей, которые могут быть полезны. Во время поисково-спасательных работ в отряде железная дисциплина. На поиск запрещено приезжать в плохом самочувствии и после принятия алкоголя. Также волонтеры очень серьезно следят за экипировкой, особенно это относится к тем, кто работает в лесу. Повышенное внимание уделяется обуви. Например, в лес категорически нельзя выходить в кроссовках.

Добровольцы денег не берут

В отряде есть также специальное оборудование, необходимое в поисковых работах. Это фонари, рация, компасы и навигаторы, видеокамеры, беспилотные летательные аппараты. Оборудование попадает к добровольцам благодаря дарителям.

«Отряд «Лиза Алерт» принципиально не принимает финансовую помощь, не имеет расчетных счетов и виртуальных кошельков, - объясняет Мария. - Люди, которые хотят нас поддержать или поблагодарить, дарят нам оборудование. На сайте отряда есть раздел, в котором указано, что именно нам нужно. И это необязательно дорогие высокотехнологичные устройства. Это могут быть простые батарейки, листы, на которых печатают ориентировки, блокноты для записи информации».

Дарителями становятся не только крупные компании, но и простые люди. Например, волонтеры помогли найти мужчине его пожилую родственницу. В качестве благодарности он принес в отряд свой фонарь, который очень нужен в поисках. Не так давно появился и дружеский проект с автозаправками: любой желающий может поделиться с волонтерами бензином. Подаренные таким образом топливные карты получают добровольцы, выезжающие на поиск на личном автомобиле. В начале карантина волонтерам очень кстати подарили много средств индивидуальной защиты. Ну и, конечно, отряду нужна информационная поддержка.

«Про нас вспоминают, когда случается несчастье, - продолжает Мария. - Но чем больше людей о нас узнают раньше, тем больше шансов предотвратить беду».

На поиск всем миром

Добровольцы работают в связке с полицией и государственными структурами. Особенно наглядно это проявилось в недавних поисках в Псковской области, где в конце мая произошла трагедия с трехлетней Варей, которая ушла из дома и не вернулась. В этом регионе нет своего отряда, поэтому предложение взять поиск на себя поступило петербургскому отделению «Лизы Алерт». Несмотря на удаленность и время выезда (вечер воскресенья), отозвались много людей. Кроме волонтеров из Петербурга и Московской области на поиске работали добровольцы столичной водолазной группы «ДобротворецЪ», члены клуба подводной охоты «Скобарь», сотрудники служб ОМОНа, МЧС, МВД, СК, Росгвардии, спецназа ГРУ, ВДВ, кинологические расчеты и сотни местных жителей.

К сожалению, Варю нашли погибшей. Однако, по мнению поисковиков, хуже не найти человека вообще.

Уроки лисенка Рыжика

Что касается пропавших людей, то теряются все. По-прежнему есть сложности в поисках подростков, которые зачастую намеренно уходят из дома и делают все, чтобы лучше спрятаться. Еще одна сложная категория - пожилые люди с возрастными психическими отклонениями. К сожалению, часто волонтерам приходится отправляться на поиски детей. По состоянию на 1 июня с начала нынешнего года еще до начала сезона петербургский отряд «Лиза Алерт» получил 1851 заявку на пропавших детей. За этот период 40 детей погибли, 16 из них утонули. Самому маленькому было всего три года...

Чтобы плохих финалов было меньше, в отряде организована школа, инструкторы которой работают с детьми и их родителями. Главный герой школы - лисенок Рыжик - объясняет, что делать ребенку и его родителям, если они потерялись, куда обращаться и как предотвратить беду. А во время учебного года волонтеры по заявкам выезжают в детские сады, школы и проводят познавательные мероприятия, рассчитанные на детей от 5 до 10 лет.

«Лучший поиск - это тот, которого не было, поэтому такое внимание уделяется профилактике, - говорит Мария Румянцева. - Кстати, в текущем году волонтеры подготовили аудиосказки о приключениях лисенка Рыжика. Они находятся в свободном доступе на сайте отряда».

Табу на грибы и ягоды

С экстрасенсами и гадалками поисковики не сотрудничают, хотя те периодически появляются в ходе той или иной операции, пытаясь заработать на горе родственников пропавших людей. А вот свои поверья и традиции у волонтеров-поисковиков есть. К примеру, если в рабочем чате кто-нибудь выкладывает фото грибов или лесных ягод, жди беды - тут же поступает заявка о потере людей. Ну а при успешном исходе поисковой операции многие волонтеры обнимаются и танцуют.

Деньги за свою работу они не получают. Зато получают полезные жизненные навыки, искреннюю благодарность и возможность сделать мир лучше. «Меня впечатляет единение людей, которые принимают участие в поисках, - делится Мария. - Ощущение общей радости и счастья, когда находится пропавший человек, ни с чем не сравнить».

#волонтеры #поисковый отряд #поиск людей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (6704) от 22.06.2020 под заголовком «Мы идем искать...».


Комментарии