2Vtzqv4Hz9U

На зимовку? Завершается сезон аренды самокатов

Дорогие пешеходы, можете вздохнуть чуть свободнее. Двухколесного транспорта на тротуарах станет меньше. Желтые электросамокаты уже помахали нам ручкой, на очереди сиреневые. Кажется, еще вчера они призывно подмигивали прохожим почти на каждом углу, а сегодня их уже практически не видно. Скажите спасибо снежной погоде. Одни курьеры на велосипедах по‑прежнему в строю. Похоже, этим гражданам нипочем любые природные катаклизмы.

На зимовку? Завершается сезон аренды самокатов | ФОТО Сергея Мальгавко/ТАСС

ФОТО Сергея Мальгавко/ТАСС

Свое отношение к существующей транспортной реальности редакция высказывала уже не раз. Но опубликованная статистика МВД и предварительные итоги самокатного сезона сегодня заставляют вернуться к теме вновь.

Итак. В нынешнем году в Северной столице услуги кикшеринга предоставляли четыре крупных сервиса. Они выкатили на улицы 37 тысяч самокатов. Для мегаполиса, каким является Петербург, кажется, это не так уж много. Однако внимание! В общей сложности кикшерингом воспользовались 28 миллионов раз. Водители двухколесного транспорта намотали более 60 млн километров. Согласитесь, масштабы впечатляющие. И речь только о прокатных самокатах!

Неудивительно, что при таком трафике существенно увеличилось и количество аварий. Даже на общероссийском фоне.

По данным МВД, в России за первые девять месяцев года в ДТП с участием СИМ (средств индивидуальной мобильности) погиб 31 человек. Это более чем в полтора раза (на 63,2 %) превышает аналогичный показатель прошлого года. Среди погибших — трое несовершеннолетних. Еще 2723 человека, в том числе 919 детей младше шестнадцати лет, получили травмы. Количество пострадавших за год выросло на 213 %.

Больше всего аварий случилось в Москве — 665 случаев. На втором месте оказалась Тюменская область, там число аварий с участием СИМ за год выросло на 308 % — до 184 случаев. Петербург со 172 ДТП стал третьим среди регионов. А вот по количеству смертельных ДТП наш город, увы, оказался впереди всех: за девять месяцев в авариях погибли четыре человека.

И это при всех ранее принятых мерах! С определением 28 зон, где езда на электросамокатах полностью запрещена. С запретом размещения СИМ в 58 локациях, а также вблизи остановок общественного транспорта, станций метро, образовательных учреждений. Еще со 133 зонами, где действует ограничение скорости до 15 км/час и в семи зонах — до 

10 км/час… С тем, что за сезон пользователи сервисов получили около 3 миллионов предупреждений и 8 тысяч штрафов. Заблокировано 14 тысяч аккаунтов.

При всех этих ограничениях и запретах, повторю, почти две сотни ДТП и четверо погибших! Такая статистика говорит лишь об одном — отрасль нуждается в куда более жестком регулировании, чем мы наблюдаем сейчас.

В конце октября, под занавес сезона, петербургские парламентарии попросили власти пересмотреть требования к правилам движения на самокатах. В частности, депутаты обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину с совсем уж фантастической инициативой: ввести трехлетний мораторий на прокат электросамокатов. Такой тайм-аут они объяснили тем, что за это время в городе в разы увеличится количество велодорожек, по которым и будут ездить все любители двух колес.

Предложение отклика не нашло. Что, впрочем, понятно. Вряд ли большинство самокатчиков арендуют технику с целью покататься. Средняя поездка обычно укладывается в 15 минут, чтобы с ветерком и без пробок доехать из пункта «А» в пункт «В». Скажем, от дома до метро. И таким пользователям, честно говоря, абсолютно все равно, есть где‑то на другом конце города выделенка или нет.

Еще законотворцы просили городские власти ввести плату за парковку средств индивидуальной мобильности. Однако и эта идея поддержана не была — дескать, мороки много, а доходность в разы меньше чем от автомобилистов.

Короче, и споры вокруг СИМ ведутся не первый год, и всевозможные попытки «вписать» их в нашу действительность предпринимаются, но все остается без изменений. И по‑прежнему с разных трибун звучат слова о важности системы тестирования минимального объема знаний ПДД, о жестких мерах по недопуску к управлению СИМ лиц в состоянии алкогольного опьянения, о необходимости повышать минимальный возраст «наездников» до 16 или 18 лет…

Все это абсолютно верно. Вот только кто этим будет заниматься?

Инспекторы ГИБДД в дефиците. Их не хватает даже для автомобилистов. Электросамокатный батальон ведомство точно создавать не будет.

Или всеобщую безопасность обеспечит сам бизнес? Вот представители одного из крупнейших прокатных сервисов Петербурга уверяют, что «важным аспектом в работе кикшеринга в течение сезона оставалось обучение правилам передвижения на электросамокатах... велась работа по контролю за соб­людением ПДД... самокаты были оснащены шлемами». Сразу признаюсь: чтобы на руле у брошенного самоката еще и шлем болтался — ни разу не видела. Как не довелось лицезреть и того, чтобы к человеку, берущему в аренду самокат, подходил сотрудник фирмы и тестировал его на знание ПДД. Говорят, некий ликбез проводится среди курьеров. Но, судя по тому, как они перемещаются, этого не скажешь…

Сейчас сервис кикшеринга уберет самокаты с улиц и отправит их на «диспансеризацию», во время которой их разберут/соберут/проверят и увезут на хранение. С приходом весны и тепла они вновь вернутся на городские улицы. Не исключено — в гораздо большем числе.

Впрочем, может, и соскучиться не удастся. В Сети активно гуляет мем: фраза «есть и плохие новости» сопровождает изображение зимнего электросамоката — с полозом вместо переднего колеса. Или с гусеницей вместо заднего. И такие агрегаты, между прочим, не шутка.


#самокаты #зима #консервация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (7552) от 27.11.2023 под заголовком «На зимовку?».


Комментарии