Мачты на крышах. Операторы сотовой связи договорились о сотрудничестве

…Сначала по дому начали шастать чужаки в спецовках. Дом небольшой, все друг друга знают, а потому их появление было заметно. Кто такие? Что такое? Гнать или не гнать? Особенно беспокоились верхние жильцы. Ведь чужаки, не скрываясь, полезли на крышу… Будучи прижатыми к стене, они признались, что наша управляющая компания разрешила их телекоммуникационной компании поставить там свое оборудование.

Мачты на крышах. Операторы сотовой связи договорились о сотрудничестве | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Активисты возмутились и пошли в управляющую компанию ругаться… Вернулись умиротворенные. Всем желающим председатель совета дома охотно рассказывала, что кусок крыши сдан в аренду в интересах жильцов и полученные за нее деньги пойдут на ремонт дома. Никто особо не поверил. Зато граждане поняли, что чужаки появились не сами по себе, а по договоренности «с начальством», а потому гнать их не было смысла. С тем и разошлись.

Через пару дней телекоммуникационное оборудование (три огромных металлических ящика и букет передатчиков на мачте) заработало. Вот тогда‑то в доме и началось брожение. В ящиках гудело так, что с восьмого этажа звук долетал до первого. Мало того, он был слышен даже во дворе. Гул не просто раздражал, он впивался в мозг, доводя людей до невроза.

Не надо нам никаких денег за аренду! Верните тишину! — это был общий хор, к которому, разумеется, присоединились и активисты, склонные считать соседей недалеким и равнодушным фоном для их бурной деятельности.

Однако граждане быстро сплотились, выяснили, куда нужно обращаться и в какой форме, собрались без раскачки — и пошли. В ­Роспотребнадзор. Да еще и заставили управляющую компанию написать акт о посторонних звуках.

Параллельно были найдены контакты телекоммуникационной компании, имена-отчества бригадира, руководившего установкой, и его начальника. Жильцы позвонили, изложили свои претензии, припугнули обращением в Роспотребнадзор.

В общем, когда негативное воздействие оборудования стало очевидным всем, куда‑то моментально пропали равнодушие и апатия. Общественность показала, что никакой она не фон для активистов, что с интеллектом и смекалкой все в порядке и что она способна действовать солидарно и быстро.

Через считанные дни в доме опять появились люди в спецовках, которые уже не ходили мимо жильцов с равнодушной деловитостью, а раскланивались и суетились. Настраивали оборудование они долго. Ящики продолжали гудеть, но граждане, видя, что специалисты не прекращают работу, уже не жаловались. Наконец гул прекратился.

Головокружение от успехов чувствовалось еще пару месяцев. Жители дома потребовали у управляющей компании реально, а не на словах потратиться на ремонт (не зря же настрадались). Кое-чего добились. Во всяком случае пришли маляры и замазали краской грязь на стенах и убрали с потолка следы от сгоревших спичек. Уже радость.

Правда, кое‑кто из соседей остался недоволен: мол, лучше бы эти ящики вообще убрали с крыши, а то ведь они могут здоровью навредить. Но на них уже никто не обращал внимания.

Строго говоря, в городе существует гипотетическая возможность проверить уровень излучения от оборудования связи. Такую возможность декларирует управление Роспотребнадзора. Рекомендует писать по адресу: 191025, Санкт-Петербург, Стремянная ул., д. 19. Но при этом гражданам-заявителям стоит принять в расчет, что сам по себе замер уровня излучения — с выездом специалиста, вооруженного техникой, — возможен только в том случае, если оператор установил оборудование связи с нарушениями. То есть не получил разрешения, не оформил соответствующие документы.

Но если они имеются, если оборудование обеспечено сертификатом о соответствии санитарным нормам, то Роспотребнадзор не будет заморачиваться с натурными исследованиями. Кстати, измерять излучение кустарным способом с помощью непрофессионального оборудования бесполезно. В расчет идут лишь данные, полученные сертифицированной лабораторий: за деньги или по поручению того же Роспотребнадзора.

В утешение тем, кто опасается, что телекоммуникационное оборудование принесет вред здоровью, стоит сказать, что еще ни одна научная организация мира не смогла установить прямую связь между его излучением и заболеваемостью. Даже наоборот. Логика здесь простая: чем более развито общество, тем больше потребность в хорошей связи. Стало быть, тем больше вышек и передатчиков. Одновременно в развитом обществе выше и продолжительность жизни, и ее качество. Убедительно?

И еще — в утешение. Операторы сотовой связи, работающие в Петербурге, разработали меморандум о координации работы всех компаний. Цель — не устанавливать дополнительное оборудование, если в том нет объективной необходимости, если уже имеющееся полностью обеспечивает качественную связь. Участники меморандума намерены осуществлять обмен информацией, которая помогала бы развивать общегородскую инфраструктуру мобильной связи. В том числе следующего технологического поколения.

Смольный изучил проект меморандума и вписал в него несколько дополнительных условий. Запретил ставить вышки на территории детсадов, школ, на детских площадках (вообще‑то, признаться, ни одному оператору и раньше не приходило в голову делать это). Однако компании согласились включить требование Смольного в документ: мол, лишний раз подчеркнуть свою заботу о населении — это неплохо.

А вот что реально важно, так это обещание промаркировать все вышки QR-кодами, с помощью которых каждый сможет узнать: кто владелец объекта, на каком основании он установлен, чьи базовые станции на нем размещены, имеется ли санитарно-эпидемиологическое заключение. Операторы связи заявили, что меморандум будет подписан к концу года.

#сотовая связь #сотрудничество #вышка связи

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 154 (7237) от 22.08.2022 под заголовком «Мачты на крышах».


Комментарии