Двухдневный фестиваль ледоколов прошел в Петербурге

Могучий черный борт и высоченная желтая надстройка с мачтой, взметнувшейся до небес... Огромный «Капитан Николаев» и два его соседа поменьше, портовые суда «Иван Крузенштерн» и «Капитан Зарубин», замерли на Неве как часовые. Пришвартовавшись после окончания зимней навигации у набережной Лейтенанта Шмидта, между 14-й и 21-й линиями Васильевского острова, эти морские трудяги приняли участие в двухдневном фестивале ледоколов, восьмом по счету. Он стартовал нынче 1 мая, в День мира, весны и труда, открыв череду мероприятий, состоявшихся в ходе акции «Гостеприимный Петербург» и приуроченных к началу нового туристического сезона.

Двухдневный фестиваль ледоколов прошел в Петербурге | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Фестиваль ледоколов, ставший одним из туристических брендов Петербурга, размахом в этом году, увы, не отличался. Раньше, в доковидные времена, у этой набережной выстраивались и шесть, и больше судов, входящих в Северо-Западный бассейновый филиал Росморпорта. К тому же посетителям были доступны чуть ли не все их судовые пространства, от машинного отделения до кают-компании, а не только верхние палубы, как в этом году.

Но петербуржцы не сетовали: главное – полюбившийся им ледокольный праздник вообще нынче состоялся. С соблюдением, естественно, всех прописанных правил и требований. Так, чтобы попасть на одно из трех «фестивальных» судов, следовало заранее зарегистрироваться на сайте и получить входные билеты, где было указано время экскурсии. Поэтому очередей удалось избежать.

Хотя посетить ледоколы смогли за два дня, конечно, далеко не все желающие (как и прошлой осенью, когда очередность регулировало электронное табло на набережной), а только 4,2 тысячи горожан и туристов. Потом запись закрыли. А пришедших организаторы пускали туда, собирая небольшие, до 20 человек, группы.

Впрочем, для 134-метрового «Капитана Николаева» сделали исключение. По его кормовому трапу поднимались группы чуть больше – в сопровождении курсантов Морского технического колледжа, помогавших членам экипажа проводить экскурсии.

Ледоколы1_Ше-Ма.jpg

ФОТО Марии ШЕРИ

Держась солидно, по-взрослому, будущие моряки охотно давали пояснения, а вопросов у гостей фестиваля, особенно у малышей, накопилось немало.

«Мам, а как он, такой большо-ой, сюда приплыл?» – восхищенно спрашивал один карапуз.

Высота этого судна, от уровня воды до макушки антенны, составляет 48 метров, поясняет парнишка-курсант. Из Финского залива такие махины еще могут заходить сюда под дугой Западного скоростного диаметра, а вот тем, что повыше, путь в невские воды закрыт...

«Капитан Николаев» – второй в серии из четырех ледоколов, построенных на хельсинкской верфи в советские времена, больше сорока лет назад (в носовой его части по сей день красуется герб Советского Союза). На ту пору это был один из самых мощных в мире дизель-электрических ледоколов – с вертолетной площадкой и тремя большими кранами на борту, водоизмещением 15,6 тысячи тонн, названный в честь известного полярного мореплавателя.

Сравнительно малая осадка позволяла ему плавать в устье арктических рек, провожая во льдах грузовые суда к портам Оби, Енисея и Лены. Пришлось ветерану «побродить» и на трассе Северного морского пути, где он ломал ледяные поля толщиной до полутора метров и развивал на чистой воде неплохую для своих габаритов скорость 18 узлов.

В начале нулевых годов, после модернизации, полярный странник стал курсировать главным образом в районе порта «Варандей», у побережья Баренцева моря, помогая танкерам вывозить сырую нефть. Несколько лет он поработал в Мурманском филиале Росморпорта, а в 2011 году был переведен в Петербург и прочно «прописался» в Финском заливе, обслуживая «Усть-Лугу», «Приморск» и другие торговые порты Ленобласти...

«Для небольших ледоколов навигация начинается в декабре, когда окончательно встанет лед, а уж мы покидаем причал после них, – говорит старший помощник капитана Сергей Акимов. – В этом году открыли сезон в начале февраля, а завершили 1 апреля, выполнив более полутора сотен ледовых проводок».

Словом, почетный возраст ледокола не мешает ему оставаться в строю, обеспечивая широкие, почти 30-метровые подходы к замерзающим портам и буксируя, если нужно, громадины-баржи. В прошлом году он прошел плановый доковый ремонт, после которого, побывав в умелых руках сотрудников Кронштадтского морского завода, опять стал как новенький. Они укрепили сварные швы, заменили некоторые судовые механизмы и заново покрасили ледокол, что называется, от киля до клотика. Так что теперь ни за что не скажешь, что «Капитан Николаев», впервые принявший участие в Фестивале ледоколов, давно уж не молод...

#ледоколы #корабли #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 78 (6916) от 04.05.2021 под заголовком «Мир. Труд. Ледоколы».


Комментарии